Авиакомпаниям предложили бесплатно вносить правки в электронные билеты, если ошибка очевидна, а изменения не влияют на звучание имени и фамилии человека. До сих пор за любую опечатку в документе пассажиры попадают под санкции перевозчиков.
В сетях гуляет масса историй о том, как авиакомпании рублем наказывали пассажиров за невнимательность, допущенную ими при оформлении электронных билетов.
Владимир К. заранее купил в крупной авиакомпании билеты по маршруту Москва — Казань — Москва, но за два дня до вылета обнаружил неточность в паспортных данных — вместо серии 4510 цифры выстроились в иной порядок: 4501. Казалось бы, мелочь, но Владимир решил подстраховаться и уточнить у перевозчика, можно ли исправить опечатку. Оператор на том конце провода был неумолим: внесение любых изменений в транспортный документ стоит 500 рублей.
А вот Марине Абдуллаевой повезло еще меньше. Оформив и распечатав билет в Махачкалу, она заметила, что укоротила фамилию на одну букву «л». Казалось бы, с кем не бывает? Но авиакомпании готовы штрафовать клиентов за что угодно. Билет покупался через агентство, представитель которого запросил за одну букву 2500 рублей. Притом что сам билет стоил лишь на тысячу дороже. Визит в билетную кассу открыл: операционистки не занимаются исправлением опечаток, а просто переоформляют недействительные билеты за 75% от их стоимости.
По оценкам Общероссийского объединения пассажиров, ежегодно в стране более 100 тысяч человек допускают ошибки при оформлении проездных документов. Международная ассоциация воздушного транспорта, полноправным членом которой является Россия, рекомендует авиакомпаниям без штрафных санкций менять до трех букв в имени и фамилии пассажира, а также один символ в серии и номере документа, удостоверяющего личность. Однако наши перевозчики в подавляющем большинстве случаев остаются глухи к этим рекомендациям и нещадно карают пассажиров за невнимательность рублем, требуя за внесение правок от 500 рублей до 70-80% стоимости билета.
Так, на официальном сайте авиакомпании Utair говорится, что плата взимается за любое внесение изменений в авиабилет. «Победа» заявляет, что берет деньги только за исправление опечаток в именах и фамилиях, а поправить серию и номер паспорта пассажир может бесплатно, что не совсем соответствует действительности. Бесплатной услуга будет только в том случае, если ее окажет представитель авиакомпании в аэропорту. Если же попытаться решить проблему с оператором контактного центра, придется оплатить стоимость звонка, которая составляет негуманные 55 рублей за минуту.
На сайте S7 указано, что на внутренних рейсах пассажир будет допущен к полету, если в его имени и фамилии допущено не более трех опечаток и если ни одна из них не искажает их звучания. А вот на международных рейсах ошибок быть не должно.
Такая жесткость объясняется защитой интересов пассажиров — необходимостью исключить оформление проездного документа на другое лицо. Хотя для идентификации личности человека вполне достаточно его ФИО, места и года рождения. А серия и номер паспорта нужны для сдачи корректной отчетности, что является обязанностью самой авиакомпании, а не пассажира. Однако бремя финансовой ответственности за опечатки до сих пор лежит на тех, кто покупает билеты.
Будем надеяться, что ситуация изменится. Предложение Общероссийского объединения пассажиров о либерализации внесения правок в платежные документы передано в Минтранс и содержит убедительную аргументацию. В частности, общественники ссылаются на необходимость уравнивания в правах пассажиров воздушного и железнодорожного транспорта, где либеральные правила устранения неточностей в оформленных билетах благополучно действуют уже несколько лет.