Продажи в России умных чайников, пылесосов, холодильников и стиральных машин бьют рекорды. В минувшем году такой техники купили на 6 млрд рублей с лишним — прирост 25%. Тенденция объясняется просто: пользователи привыкают к умным приборам, а производители не оставляют выбора, сокращая выпуск техники неразумной.
Одних только роботов-пылесосов в ушедшем году продано более 2 млн штук. Для нашего рынка — абсолютный рекорд. Россияне распробовали преимущества таких устройств. Включить чайник на полпути домой, запустить пылесос за полчаса до прихода неожиданных гостей, заранее охладить или обогреть помещение, управлять телевизором с помощью голосовых команд — все это уже входит в привычку.
А тем временем бытовая техника стремительно умнеет. Сказать спасибо за это нужно китайским производителям. Они с поразительной быстротой интегрируют в свою продукцию новейшие технические и технологические достижения. А на российском рынке добрая половина всей бытовой техники сейчас имеет именно китайское происхождение.
А тут еще и цены на смарт-устройства и их традиционные аналоги стали вполне сопоставимыми. Если приходится переплачивать за «ум», то совсем немного. Учтем и такой фактор, как простота и доступность организации систем умного дома. Чтобы автоматизировать пространство квартиры или коттеджа, уже не нужно быть инженером или программистом. Достаточно научиться разговаривать с голосовым устройством — и будет вам житейское счастье. Кстати, продажи умных колонок за прошлый год выросли сразу на 65%.
Зачастую голосовые станции покупают или дарят в качестве модной игрушки, и только потом выясняется, что ее возможности распространяются гораздо дальше функций радионяни. Вокруг голосовых помощников, например, можно выстроить даже интеллектуальную систему безопасности. Все эти Алисы, Маруси и прочие их соплеменники способны добросовестно уведомлять владельцев обо всем, что происходит в помещении, включать видеонаблюдение при срабатывании датчиков движения и даже вызвать охрану или полицию.
В свою очередь, китайский бизнес активно поощряет готовность россиян к экспериментам. Едва ли не каждый месяц на нашем рынке появляются все новые и новые бренды, специализирующиеся на умной технике. Такая продукция сейчас представлена практически во всех ценовых категориях.
Можно ли сказать, что все эти холодильники с выходом в интернет и умные розетки с выключателями нам навязывают? Менеджер одного из крупнейших в нашей стране ретейлеров бытовой техники Артем Бурченко в этом не сомневается: «Происходящие изменения носят скорее искусственный, чем естественный характер. Да, покупатели интересуются современной техникой, но одно дело изучать и экспериментировать и совсем другое — совершать вынужденные покупки. Производители намеренно снижают объемы выпуска классических образцов бытовой техники, а умной, наоборот, наращивают. Так что, если в ближайшее время ситуация не изменится, выбора у нас совсем не останется».
А она, ситуация, точно не изменится. Уж слишком интересны и выгодны бизнесу «думающие» пылесосы и «мыслящие» посудомоечные машины. Наличие интеллектуального модуля делает даже заурядный бытовой прибор гораздо привлекательнее в глазах покупателей. Приставкой «смарт-» легко оправдать добавленную стоимость. А кроме того, любая техника с возможностью выхода в интернет позволяет производителям и маркетологам собирать, анализировать и продавать огромные массивы данных о пользователях.
В общем, волей-неволей мы с вами становимся не только свидетелями, но и активными участниками технического прогресса. И с этим пора смириться.