Главная Наука и технологии 00:27 26 Декабря 2018 12975
В ту ночь нас угощал сам Туполев…

Причастные к первому полету легендарного Ту-144 люди вспоминают эту историю с волнением

Анатолий Журин

50 лет назад впервые взмыл в небо первенец сверхзвуковой гражданской авиации — легендарный Ту-144. Первый полет самолета — это всегда событие. А тут оно случилось в канун новогодней ночи. И сегодня, полвека спустя, причастные к нему люди вспоминают эту историю с волнением.

— Тот день запомнился мне на всю жизнь, — рассказывает авторитетный специалист в области коммерческой авиации, а тогда молодой сотрудник Научно-исследовательского института гражданской авиации Вадим ОЛЕЙНИК. — Все мы, кто дневал и ночевал в ожидании летной погоды на аэродроме в подмосковном Жуковском, ощущали себя участниками чего-то по-настоящему грандиозного. Все понимали: предстоящий полет Ту-144 — это прорыв в истории не только отечественной, но и мировой гражданской авиации. Волновались все, от аэродромных рабочих до конструкторов машины и экипажа во главе с командиром Эдуардом Еляном. И все с надеждой вглядывались в низкое серое небо. Для первого полета нужна хорошая видимость, а тут, как назло, все вокруг затянуло туманом. Он наползал от излучины Москвы-реки, словно дразня народ на аэродроме уже несколько дней.

— Я то и дело отмерял метры полосы, чтобы доложить видимость, — подключается к разговору Анатолий КРУГЛОВ, в ту пору ведущий инженер-испытатель Ту-154. — Но обрадовать коллег было нечем. Генеральный конструктор Андрей Николаевич Туполев ходил хмурым, казалось, он ищет ответственного за непогоду, чтобы взгреть его за недоработки...

С раннего утра Андрей Николаевич стремительно въезжал на черном ЗИЛ-110 прямо на полосу и останавливал лимузин как раз на той точке, где, по его расчетам, должна была отрываться от земли сверхзвуковая «тушка». Но небесная канцелярия авторитетов не жалует, даже таких признанных, как генеральный конструктор. И все же 31 декабря Туполев не выдержал и дал команду готовиться к вылету. Видимость по-прежнему была ниже нормы, но летчики Эдуард Елян и Михаил Козлов, мучившие себя все эти дни на тренажере, обрадовались. Ожидание выматывает даже солдат из аэродромного оцепления, что уж тут говорить о пилотах!

Здесь стоит напомнить, что в 1962 году правительства Франции и Великобритании заключили соглашение о совместной разработке и постройке сверхзвукового лайнера. Этот проект получил название «Конкорд». Спустя чуть более полугода вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров, в котором ОКБ Туполева поручалось создание советского сверхзвукового лайнера. Волей-неволей шло негласное соревнование: чей самолет первым откроет эру сверхзвуковой гражданской авиации. Трудностей при проектировании машины возникло немерено, и все же наш «Ту» совершил свой первый полет 31 декабря 1968 года, опередив старт «Конкорда» на два месяца.

— На аэродроме в тот день царили особая сосредоточенность и всеобщий подъем, — вспоминает Олейник. — Все столпились на площадке перед полосой, чтобы ничего не упустить из вида. И вот Туполев дает команду. Машина выруливает на ВПП и взмывает в небо. Однако люди не спешат ликовать: впереди посадка, а погода резко ухудшилась. Но многоопытный Елян с первого захода мягко посадил самолет.

Конечно, праздничное волнение захлестнуло всех. Никто и не думал расходиться, хотя дома людей ждали семьи и праздничные столы. Но тут особый случай. В приподнятом настроении был и генеральный. Широким жестом он пригласил всю команду в свой кабинет. Основательно продрогшие на ледяном ветру люди (набралось с полсотни гостей) и не думали отказываться. А там, в кабинете, их ожидал ящик отборного армянского коньяка и все, что к нему полагается: копчености, рыба, икра, фрукты. Во главе стола восседал генеральный, по правую руку была дочь Юлия, по левую — сын Алексей, будущий наследник прославленной фирмы.

— Так мы и встретили тот Новый 1969-й год, — завершает свой рассказ Вадим Олейник. — За что пили? Конечно, за наш воздушный флот, за его людей, не щадивших живота своего для того, чтобы наша страна имела крылья — свои, родные и могучие. Расходились только в два часа ночи. Но дома близкие нас не ругали. Понимали, что причина опоздания — самая уважительная. Такие самолеты не каждый день взлетают. И даже не каждое десятилетие...

По сведениям главы государства, в минувшем году на передовую ежедневно отправлялось около четырех тысяч FPV-дронов 
Российский солдат с FPV-дроном. Фото: www.mil.ru

В 2024 году российские Вооруженные силы получили свыше полутора миллионов беспилотников разных типов. Об этом в среду, 23 апреля рассказал на заседании военно-промышленной комиссии президент РФ Владимир Путин. Тем не менее, констатировал глава...

Президент провел в Санкт-Петербурге совещание по развитию Военно-морского флота 

Фото: http://kremlin.ru

Морской компонент стратегических ядерных сил России на сто процентов укомплектован современным оружием и техникой. Об этом в пятницу, 11 апреля сообщил на совещании по развитию Военно-морского флота (ВМФ) в Санкт-Петербурге глава государства Владимир...

Есть случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения

Ольга Лернер
Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Развитие технологий ИИ привело к возникновению побочного эффекта: фиксируются случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения. Кое-где такие связи даже пытаются...

Постановка на конвейер самолета Ил-114-300 достойна занесения в Книгу рекордов Гиннесса как образчик авиационного долгостроя

Анатолий Журин
Труд
Как же долог разбег этого самолета в небеса! Фото: UAC/globallookpress.com

Первый полет отечественного SSJ 100 с российским двигателем ПД-8 состоится в ближайшие три месяца, заявил Михаил Мишустин, выступая на прошлой неделе в Госдуме. Премьер напомнил, что с 2026 года российские авиазаводы...

Оформление государственных услуг переходит в онлайн и на самообслуживание. И вот как это выглядит

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Люди оказались заложниками неуемного стремления властей побыстрее попасть в цифровое будущее. Фото: Вадим Ахметов/Ura.ru, globallookpress.com

Неприглядную картину пришлось наблюдать в минувшую субботу, 29 марта, в центре государственных слуг столичного района Раменки. В специальном зале, отведенном для «самостоятельного» получения необходимых услуг,...

Наука и технологии 00:01 / 28 Марта 2025 4266
Технопарк

В Китае создали робота-паука для добычи полезных ископаемых на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Робот-паук для работы на Луне. Фото из открытых источников

Некруглая, но важная дата: 31 марта 1966 года в СССР запустили первый в мире искусственный спутник Луны. Станция «Луна-10» вышла на орбиту спутника Земли и проработала без малого два месяца. Это был...

Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом и какие ритуалы соблюдают его последователи

Анатолий Журин
Труд
Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Завтра, 12 апреля, мы отмечаем праздник, который подарил стране и миру Юрий Гагарин, совершивший первый в истории человечества космический полет. В этот памятный день на телеканале «Культура» готовится...

Это гиперзвуковой дрон MD-19, который может нести ядерное оружие

Фото: Christophe Gateau/dpa, globallookpress.com

Китайский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) MD-19, который способен летать с гиперзвуковой скоростью, может стать кошмаром для системы противовоздушной обороны США. Об этом говорится в статье, опубликованной в интернет-издании The National...

На «Интеграции-2025» свою продукцию представили больше 130 компаний

Ольга Щербакова
Труд
Фото с сайта integration.ru

Международная специализированная выставка инновационных технологий социальной адаптации и реабилитации людей с инвалидностью «Интеграция», завершившаяся вчера в столичном «Тимирязев Центре», побила все...

Наука и технологии 00:28 / 11 Апреля 2025 3970
Технопарк

Дрон с шашечками, робоконь, высокотехнологичная батарейка

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: Wang Jingqiang/Синьхуа, globallookpress.com

13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге испытали первый в России троллейбус, который придумал российский изобретатель Петр Фрезе. И хотя тесты прошли достаточно успешно, новинка в России прижилась далеко не сразу....

О некоторых результатах вынужденного эксперимента «жизнь без смартфона»

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он был со мной неразлучно последние два года. До него у меня были другие, конечно, но он оказался столь совершенным, что поменял мою жизнь. Ему я доверяла все свои тайны, отдавая на хранение личные дневники....

Каким он был, тот день, когда весь мир узнал, что русские покорили космическое пространство?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: imago stock&people, globallookpress.com

Светило солнце. Развезло дороги. Бежали ручейки. В еще прохладном воздухе уже разлилась весна. Племянница Юрия Гагарина Тамара Филатова в деталях описала тот самый день, когда 15 лет назад я приехала на родину первого...

Идет работа над реализацией концепции «от терминала до терминала» в условиях кабины без остекления

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Специалисты Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» первыми в мире испытали технологии искусственного интеллекта (ИИ) для сверхзвукового гражданского самолета. Об этом сообщила пресс-служба центра. «В...

Как космонавтам бороться с лунной пылью и что им делать с надоевшей едой из тюбиков?

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Изображение: Freepik.com

7 мая отмечается Международный день планетариев. Ровно 100 лет назад в Мюнхене открылось первое в мире «окно в звездный мир», оснащенное лучшей для того времени цейсовской техникой. Как тогда писали газеты, «это...

Как советский истребитель Ла-5 обогнал немецкий «Фокке-Вульф»

Анатолий Журин
Труд
Боевое крещение «лавки», как называли эти самолеты летчики, приняли в 1942 году в сталинградском небе. И потом их вылеты немецкие наблюдатели неизменно встречали тревожным: «Ахтунг! Ахтунг! Ла-фюнф ин дер люфт!»

Летом 1942 года летчики люфтваффе были озадачены появлением над Сталинградом неизвестных советских самолетов. Это были первые войсковые испытания новейших истребителей Ла-5. С 14 по 24 августа 19 пилотов совершили 180...

Танки Leopard 2A6 оказались чрезмерно дороги и сложны в обслуживании – как и их предшественники из семейства «бронекошек»

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Переданные Украине немецкие танки Leopard 2A6 («Леопард») повторяют судьбу танков Tiger («Тигр») времен Второй мировой войны. Об этом написал обозреватель американского издания The National Interest Кристиан Орр. «Чрезмерная...