40 миллиардов долларов в год – именно столько России предстоит потерять из-за санкций, принятых против нее Западом. Еще 90-100 миллиардов страна лишится в результате снижения цен на нефть, если стоимость барреля опустится на 30 процентов. В итоге общие потери могут приблизиться к триллиону рублей. Такие цифры озвучил накануне глава министерства финансов Антон Силуанов.
Учитывая, что вопрос о дальнейшем развитии геополитической ситуации в мире остается открытым, - добавил министр, - сейчас самое время тщательно проанализировать все траты и расходы бюджета, и выяснить, какие из них являются неразумными и от чего можно отказаться. Соответствующие предложения, по словам Силуанова, собирает сейчас кабмин.
«В условиях глобальной турбулентности»
Слова руководителя финансового ведомства прозвучали на международном форуме «Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности», который провел Финансовый университет при правительстве РФ.
С тезисом о необходимости проведения ревизии трат согласилась и вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец. Она отметила, что важнейшая черта правильной экономической политики - это инвестиции в человеческий капитал, и добавила: «Нужно понять, какие меры приводят к росту экономики, а какие мы не можем себе позволить».
Одним из примеров правильного выбора направления финансовой помощи вице-премьер назвала демографическую стратегию. Благодаря социальным программам, проводимым в последние годы правительством, численность населения России составляет сейчас более 142 миллионов человек, тогда как аналитики ООН прогнозировали, что за 2014 год оно может сократиться до 136 миллионов.
Силуанов, продолжая тему материальной поддержки, подчеркнул, что в ближайшее время нужно постараться реформировать данную сферу, сделав упор на адресную помощь гражданам. По словам главы Минфина, пока социальные пособия в РФ платятся одинаково: и малоимущим, и миллионерам, тогда как во всех развитых странах давно уже приняты именно меры «точечной поддержки».
Министр отметил, что финансовые ресурсы у страны есть. Их просто нужно изыскивать и генерировать. Речь, в частности, идет о сбережениях россиян, которые из потребительских кредитов должны трансформироваться в инвестиции; потребкредитование, питавшееся во многом за счет импортных товаров, теперь будет снижаться, - пояснил Силуанов. Другими источниками ресурсов могут стать накопительная часть пенсий и развитие механизма страхования жизни, который в нашей стране пока работает слабо.
«Смотрите за ценами на нефть»
Очень важно следить за уровнем инфляции и не допускать ее резкого роста, - подчеркнул глава Минфина. В этом отношении он позитивно оценил денежно-кредитную политику Центробанка, который не стремится тратить золотовалютные резервы на стабилизацию курса рубля. Такие действия, по мнению министра, все равно оказались бы бесперспективными. А курс «сам найдет свое равновесие, исходя из законов экономики».
Тем, кто интересуется валютными колебаниями более пристрастно, Силуанов посоветовал следить за нефтяными ценами. «Смотрите за ценами на нефть. Как они себя будут вести, таким будет и курс рубля», - сказал он.
Именно снижение стоимости «черного золота» на мировом рынке является самым серьезным вызовом, с которым в этом году столкнулась российская экономика, - отметил глава финансового ведомства. Вторым, разумеется, являются геополитические катаклизмы. «Последствия геополитики существенны. Но не столь критичны для валютного курса и даже для бюджета, нежели цены на нефть», - признал Силуанов.
«Не согласен!»
Обозреватели отмечают, что глава Министерства экономразвития Алексей Улюкаев не согласился с оценками потерь российской экономики, озвученными Силуановым. «Нет, не согласен», - заявил министр в среду, 26 ноября, когда журналисты попросили его прокомментировать заявления коллеги.
Что касается развития экономики «в условиях глобальной турбулентности», то у Центробанка есть на этот счет свой рецепт. Об этом прессе рассказал первый зампред финансового регулятора Алексей Симановский. Экономической «тряске» можно противопоставить только стабильность, - заявил он. И именно ее выработкой, прежде всего в плане регулирования цен, Центробанк сейчас и занимается. Рост инфляции в перспективе Симановский оценил не более чем в 4 процента в год. «Будем загонять инфляцию в эти рамки»,- пообещал он.
Зампред ЦБ согласился с прогнозом Силуанова относительно дальнейшего охлаждения в сфере кредитования, и отметил, что прибыль банков в этом году окажется примерно на 10% ниже, чем в прошлом. При этом, однако, Симановский привел важные уточнения: качество займов должно улучшиться, а ставки по кредитам, взятым на срок дольше одного года - снизиться. Обещает пойти на спад и количество необеспеченных потребительских ссуд.