Министерство промышленности и торговли РФ отказало новосибирской компании «Рус-авиапром» в выделении 9 млрд рублей на модернизацию знаменитого советского «кукурузника» Ан-2 с заменой попавших под санкции американских двигателя и пропеллера на отечественные. Причина — незаконченная сертификация уже частично обновленного самолета, на которую, по заключению министерских чиновников, потребуется от трех до пяти лет «при условии активной работы и наличия необходимых ресурсов и финансирования».
Но именно в финансировании «кукурузнику» и отказали. Хотя в России уже успешно эксплуатируются 17 таких машин в самых трудных условиях Колымы, Забайкалья, Поморья и других отдаленных районов Севера и Дальнего Востока.
Самолет Ан-2 появился на свет в конце 40-х годов прошлого века и до нынешнего времени оставался основной машиной малой отечественной авиации. «Кукурузником» же его назвали в народе из-за массового применения на сельскохозяйственных работах. «Отличный был самолетик, — написал о нем в интернете в прошедшем времени один из пилотов. — Я на нем летал. Вот бы ему современный двигатель, пластик вместо дерева и ткани, убрать лишние расчалки: И летать бы ему вечно!»
А он и летал. Даже еще в 2012 году российский парк Ан-2 составлял 2100 единиц, из которых в гражданской авиации в летном состоянии находились около 200 самолетов, у военных — 60-70, в ДОСААФ — чуть больше сотни. А российские потребности в такой машине, по оценке ГосНИИ гражданской авиации, — до 600 штук для внутренних пассажирских перевозок, и уже планировались поставки в Индонезию (250 штук) и Венесуэлу (30 штук). Требовалось лишь перевести его с авиационного бензина на авиационный керосин — для значительного снижения эксплуатационных расходов, а также увеличить межремонтный ресурс двигателя. Что, собственно, и было сделано. Но из-за отсутствия в России экономичного и легкого двигателя в СибНИА приняли решение установить на Ан-2 американский турбовинтовой Honeywell ТРЕ331-12 мощностью 1100 «лошадок».
А в нынешнем году вся российская авиация попала под санкции. И компания «Русавиапром», собирающая в Новосибирске обновленные Ан-2 под именем ТВС-2МС, предложила провести «реверс-инжиниринг американского двигателя — скопировать все агрегаты и системы и создать их аналог российского производства». На что попросила у правительства около 9 млрд рублей. И получила... полный отлуп. Как будет жить страна без единственного массового самолета малой авиации, неизвестно.
А у «Труда» между тем есть дельное предложение. В эти дни Преображенский суд Москвы, рассматривающий дело бывшего министра «Открытого правительства» Михаила Абызова, снял арест с части имущества экс-чиновника. В том числе акции двух компаний фигуранта — Новосибирского ОАО «РЭС», а также АО «Электромагистраль» — передали государству по номинальной стоимости уставного капитала в 9,7 млрд рублей, хотя приставы оценили их рыночную стоимость в 39 млрд. То есть государство получило незапланированную прибыль почти в 30 млрд рублей. Но раньше, 25 марта, был снят арест с офшорных счетов экс-министра, на которых хранилась валюта на 20 млрд рублей. А продали ее Центробанку только в июне, уже подешевевшую до 11 млрд рублей. Убыток государству — 9 млрд.
Но если государственные чиновники так легко разбрасываются чужими миллиардами, может быть, попросить господина Абызова профинансировать потребности отечественного авиастроения — вместо профильного министерства? И зачесть подсудимому эту благотворительность в качестве возмещения нанесенного стране ущерба? А то у государства эти деньги наверняка пропадут...