На совещании по экономическим вопросам в Кремле президент РФ Владимир Путин обозначил одну из ключевых болевых точек нашей экономики: медленные темпы роста доходов граждан. Несмотря на то, что инфляция приблизилась к целевым 4% и составляет около 4,5% в год, даже с учётом роста зарплат реальные доходы растут медленно, признал Путин.
Рост реальных зарплат подтверждает Центробанк: по его подсчётам, за июнь и июль он составил 2,9% и 3,5% соответственно. А прогнозирует в третьем квартале года ЦБ и того больше: от 3% до 3,5% роста. Росстат рапортует о росте зарплат в июне-июле до 7,7% и 8,2%. Однако доходы населения рухнули на 1,3% только за первое полугодие, а общее падение мы наблюдаем аж с 2014-го.
Да и темпы роста экономики 2019 года в целом оставляют желать лучшего: за первые шесть месяцев ВВП поднялся лишь на 0,7%, рост промышленности составил 2,6% (в обрабатывающих отраслях – 2%).
Мировая экономика в среднем растет на 3%, а наша – всего на 1% в год. В 2014-м Путин поставил задачу максимум за 4 года выйти на темпы выше среднемировых. О результатах говорят как цифры, так и наши кошельки.
Не радуют результаты исследований рейтинговы агентств. Так, Moody’s понизило прогноз роста ВВП России на текущий год с 1,6% до 1,2%. В 2020-м ВВП ожидается на уровне 1,5%. Главная причина недуга по мнению аналитиков – развернувшаяся торговая война между Штатами и Китаем. Отечественное Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) также понизило прогнозы по нашему ВВП России до 2023 года. В базовом сценарии экономика за 2019 год подрастёт лишь на 1%, а в пессимистичном – упадёт в 2020-м на 0,5%.
«Необходимо сделать так, чтобы экономический рост был более устойчивым и более динамичным», — резюмирует Путин (цит. по сайту Кремля).
Ну, а дальше, как и всегда, начинаются рецепты и советы. По мнению политолога Алексея Мухина, во всём виновато правительство: то ли некомпетентность, то ли непрофессионализм в деле исполнения президентских указов. Судя по снижению политического рейтинга самого Путина, от президента ожидают более выверенных кадровых решений, полагает Мухин. Всё больше сограждан уходит от уплаты налогов, обещанный правительством толк от «обеления» доходов никому не заметен, рассуждает специалист.
Рост ВВП на 0,7% находится в зоне статистической погрешности, говорит экономист Антон Шабанов. Если в расчёты закралась ошибка, показатель может быть даже отрицательным. Реалии не позволяют говорить о положительной динамике, считает эксперт.
Завидный оптимизм продемонстрировал директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Инстант Инвест» Александр Тимофеев. Есть неудачи, но власть понимает за счёт чего можно добиваться экономических успехов. Видимо, эксперт намекает на национальные проекты. Куда, к слову, опасается вкладывать деньги частный бизнес. Помнится, на ПМЭФ-2019 вице-премьер Антон Силуанов обвинил бизнес в «нигилизме». Товарищ вице-премьер не сделал акцент на главном: нет доверия – нет денег. А уровень доверия друг к другу в обществе и уж тем более внутри экономических связей в России далёк от идеала. «На фоне экономического противостояния США и Китая наше макроэкономическое положение является самым крепким. Уровень внешнего долга, плавность движения валюты, внутреннее состояние экономики — по всем этим параметрам мы достигаем показателей, по которым можем добиться динамического роста экономики», - продолжил Тимофеев (цит. по ФАН). По мнению эксперта, страна добилась высокой стабильности, и все условия для роста у нас на самом деле есть.
Другой рецепт назвал глава Фонда экономических исследований Михаил Хазин: вывести рубль на уровень инвестиционной валюты. Можно попытаться, но на рынке за наш деревянный дают нынче всего ничего. Иначе не стоил бы доллар под 70 рублей. Пока нет никаких оснований считать рубль валютой, способной перечить евро или доллару по уровню своей стабильности и востребованности в мире.
«Для того чтобы повысить темпы роста экономики, нужно сделать несколько простых шагов. Нужно наладить работу полиции и судов, что поспособствует увеличению капиталовложений в страну», - сказал изданию «Полит-Эксперт» финансовый омбудсмен Павел Медведев. А вот эти меры уже похожи на некие серьёзные шаги даже не для политического климата, но экономического. По данным уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, более 80% бизнесменов не считают хорошей идеей вести дела в РФ. Да, боятся силовиков. И как здесь разогнать экономику?
О важности реального отделения судебной власти от исполнительной и законодательной говорят и такие экономисты как Игорь Николаев и Никита Масленников. Работающие институты, гарантии для частной собственности и бизнеса – вот основа для предсказуемого роста экономики. Вместо этого нам повышают старые налоги и вводят новые, например, на самозанятых. Чтобы разделить ветви власти, отменить «телефонное право» в судах, обуздать разросшийся в последние годы силовой аппарат, нужна политическая воля. В случае такой вертикально-ориентированной системы как российская, необходима воля первого лица и его ближайшего окружения. Раз уж демократические институты, мягко сказать «приболели» или, можно надеяться, пока просто спят.