Главная Культура 00:04 26 Августа 2016 3377
Ты стоишь своих откровений...

Сегодня у Земфиры юбилей. К своим 40 она давно стала культовой певицей

Алексей Мажаев

Лет десять назад я брал интервью у юной певицы, выступающей под псевдонимом Массква, и разговор, конечно, зашел о Земфире — с ней ведь и тогда, и теперь обязательно сравнивают всех новых рок-вокалисток. «Мне она нравится, — сказало молодое дарование, — но вряд ли я буду с ней знакомиться и дружить. Ей же сорокет». Земфире на тот момент не было и тридцати. А 26 августа она действительно празднует «сорокет» — в статусе по-прежнему самой стильной, яркой и востребованной певицы страны. А про Леру Масскву, которая так не хотела дружить с «пожилой» особой, что-то давно ничего не слышно.

Семнадцать лет из этих сорока Земфира живет в обстановке повышенного внимания к себе. Ее дебютный альбом, выпущенный в 1999-м, музыкальные журналисты послушали за пару недель до общедоступного релиза. Диск «Земфира» тогда разослали еще на кассетах — помню, как бесконечно переворачивал эту кассету, не в силах перестать слушать, понимая, что скоро эта бомба рванет на всю страну. С тех пор бомб такой мощности в нашей музыке больше не взрывалось.

В том самом 1999-м музыкальная общественность все еще очень переживала, что после отлета Жанны Агузаровой на Марс в нашей рок-музыке отсутствуют яркие женские голоса. Должность «главной певицы» была вакантна: Алла Пугачева прочно ассоциировалась с эстрадой, с прошлым и не выпускала запоминающихся новинок, Инна Желанная занималась этномузыкой, а остальные были едва различимы над землей. Земфира мгновенно заняла «свято место»: она писала песни, которым хотелось неудержимо подпевать, а в слова хотелось вникнуть. В ее голосе удивительным образом сочетались пронзительность Агузаровой, самоуверенность Пугачевой и обаяние Ветлицкой. Альбом ей помогали записывать музыканты топового тогда «Мумий Тролля», менеджмент группы охотно занялся и Земфирой, а выпускать пластинку взялась компания, связанная с Первым каналом и Константином Эрнстом.

Спустя всего неделю после выхода дебютного диска никто уже не сомневался, что Земфира и есть новая королева российского рока. И она приступила к своим обязанностям. Поначалу карьера шла по накатанной: Земфира поехала в тур, собирала стадионы, старательно улыбалась на пресс-конференциях и множила число плачущих от счастья фанаток по всей стране. А потом оказалось, что королева не собирается быть дамой, приятной во всех отношениях. Тогда это мало кто понял, но Земфира сразу показала, что правила здесь раз и навсегда будут устанавливать не продюсеры и издатели, а она сама.

Певица отказалась от выматывающей гастрольной гонки и стала давать такое количество концертов, которое можно выдержать физически и без ущерба для качества шоу. Она поменяла сопровождающий состав из уфимских друзей на более профессиональных инструменталистов. А потом еще раз. И еще. И еще много-много раз. Она ушла от продюсера, а потом от другого и третьего. Она категорически не пожелала быть объектом внимания папарацци и неоднократно вступала в конфликты с навязчивыми представителями прессы, которые после этого охотно писали про «девочку-скандал», благо Земфира сама предложила эту формулировку в одной из ранних песен. При этом, как мне рассказывали, она внимательно читает рецензии на свои альбомы и иногда даже выражает несогласие с авторами — правда, не вынося это на широкую публику. В шоу-бизнесе ее почти единодушно считают «невыносимой» — но пока угловатая, ершистая и негламурная Земфира собирает столько «Олимпийских», сколько захочет, с ее условиями и правилами приходится считаться всем.

Второй альбом «Прости меня, моя любовь» оказался не менее гениальным, чем первый. Двух таких пластинок любому российскому артисту хватило бы, чтобы до пенсии безбедно гастролировать, но Земфира при всей свойственной ей тяге к затворничеству никогда не планировала останавливаться на достигнутом. Последующие ее диски изобиловали стилистическими и аранжировочными экспериментами, которые пришлись по вкусу не всем любителям первых двух альбомов. Однако фанатская тусовка проявила невероятную преданность кумиру, продемонстрировав готовность слушать все, что выходит из-под пера Земфиры, и массово посещать любые ее концерты. Таким образом артистка получила карт-бланш на любые творческие изыскания. При этом у ее таланта есть замечательная особенность: в какие бы некоммерческие контркультурные дебри Земфира ни забиралась в своих экспериментах, в каждом альбоме все равно оказывалось не менее трех-четырех песен, которым любой зал начинал хором подпевать после единственного прослушивания.

:Свои сорок Земфира встречает, отдыхая после очередного суперуспешного тура «Маленький человек». Точнее, готовясь к его второй, зарубежной части. Песни в новых аранжировках, британские музыканты в качестве сопровождающего состава, привычный восторг нашей публики и очередные два аншлага в «Олимпийском» — Земфира в который раз ненавязчиво, сама, наверное, того не желая, напомнила, кто здесь главный. Кстати, и любые попытки пристегнуть ее к каким-то шоу-группировкам или, берите выше, к неким политическим силам неизменно терпят крах. Она то проявляет полное равнодушие в обсуждении актуальных вопросов современности, то включает в концертный плей-лист песню негласно запрещенного у нас Святослава Вакарчука, то разворачивает на сцене украинский флаг, то резко отказывается это делать. После каждого такого телодвижения ее кто-нибудь клеймит в интернете, демонстрируя собственную узколобость и шаблонность мышления.

Понятия «запретить», «выгнать», «не пустить» к Земфире вообще не применимы: она не раз уходила в продолжительные творческие отпуска по собственному желанию и, планируя возвращения, ориентировалась не на заманчивые предложения промоутеров или мольбы фанатов, а на свои собственные ощущения. Недавно она сказала, что больше не хочет выпускать полнометражные альбомы — и пока держит слово. При этом можно быть уверенным: если Земфира таки издаст пластинку, ее в тот же день скачают сотни тысяч человек, причем многие даже легально и за деньги.

Талантливая, непредсказуемая, сложная... Но куда теперь мы без нее? С днем рождения, Земфира!

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9490
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7188
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?