Тревожная новость пришла в минувшие выходные с любимого многими россиянами рок-фестиваля «Нашествие». Там в первый же день своей работы сломался привезенный и установленный сотрудниками Роскосмоса батут. Учитывая давнюю и искреннюю любовь главы космического ведомства Дмитрия Рогозина к этому спортивному изделию, не исключено, что его поломка действительно стала для руководителя тяжелым потрясением.
Роман Дмитрия Олеговича с батутом начался еще весной 2014 года. Рогозин, тогда еще вице-премьер, 2 мая так прокомментировал введение в США запрета на использование американскими авиастроительными компаниями ракетных двигателей РД-180: «Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута!» И разместил в Twitter жизнерадостную картинку батута с надписью NASA.
Похоже, тема заброски американцев на орбиту с помощью пружинящей сетки настолько пришлась ему по душе, что спустя несколько дней, когда из Штатов пришли вести о просьбе тамошних властей к федеральному суду не запрещать покупать российские двигатели, Рогозин восторжествовал: «Батут доказывает свою эффективность!»
Отдадим Дмитрию Олеговичу должное — все последующие годы он весьма последовательно и уверенно доказывал всему миру истинность своего утверждения. Уже через две недели российская ракета «Протон-М» не смогла вывести спутник связи «Экспресс-АМ4Р» на заданную орбиту и вместе с ним сгорела в плотных слоях атмосферы. На что Рогозин заявил, что «аварийной комиссии Роскосмоса сперва следует завершить свою работу и представить ее результаты в правительство РФ, а уж потом мучить общество очередными версиями случившегося».
28 апреля 2015 года был потерян космический корабль «Прогресс», летевший с грузом на Международную космическую станцию. После старта с него перестала поступать телеметрия, попытки взять корабль под управление с Земли оказались неудачными. А 16 мая 2015 года снова упал «Протон-М» — с мексиканским спутником MexSat-1. И снова Дмитрий Олегович не отмолчался, заявив: причиной аварии стал некий «системный кризис в отрасли, из которой Роскосмос еще не вышел». «Причину надо найти», — философски заметил вице-премьер.
Заметили, как меняются интонации? Бодрый шутливый тон сменяется задумчивым.
В декабре 2016 года потерпел аварию грузовой корабль «Прогресс МС-04». 28 ноября 2017 года ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» должна была вывести на орбиту 19 космических аппаратов. В результате технических неполадок «Фрегат» затонул в Атлантическом океане. И вновь Рогозин признает, что при управлении Роскосмосом были допущены «системные ошибки».
11 октября 2018 года с Байконура к Международной космической станции стартовал корабль «Союз МС-10», на борту которого находились россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг. Несмотря на то что за день до запуска на космодром приехали представители Русской православной церкви и освятили ракету, на второй минуте полета случилась авария, экипаж уцелел только благодаря сработавшей системе аварийного спасения. Драматические события происходили на глазах главы NASA, наблюдавшего вместе с Рогозиным за стартом на Байконуре.
Дмитрий Олегович, к тому времени уже глава Роскосмоса, заявляет, что подобные инциденты вероятны, когда речь идет о сложных технических системах: «Техника — это все-таки техника. И она рано или поздно дает сбой».
Вы чувствуете — вот прямо напрашивается продолжение этих слов: «То ли дело батут!» И простой он, и надежный...
Но теперь вот и этот козырь оказался бит. Пружинная сетка не пережила «нашествия» рок-фанатов. Возможно, самое время вспомнить о проверенной веками рогатке. Хотя и тут кто даст гарантии? Все таки какая-никакая, а техника!