Главная идея Минтруда, как все гениальное, проста: кратно увеличить трудовой стаж и отменить льготы. Это, безусловно, поможет залатать дыру в Пенсионном фонде. Но самих пенсионеров вряд ли обрадует. А есть ли она вообще — золотая середина между интересами правительства и людей?
Пенсионная проблема для России сегодня болезненна и сложна, но завтра будет еще хуже. Вот уже пять лет количество работников трудоспособного возраста, занятых в экономике, сокращается на 300–400 тысяч в год. Выбраться из демографической ямы не получается, и вот в Минтруде предлагают рубить сплеча. Первое — повысить стаж, необходимый для получения полной пенсии: мужчинам — до 45 лет, женщинам — до 40. Учеба в вузах и служба в армии по призыву не в счет. В итоге мужчина, имеющий среднее образование и отслуживший год в армии, сможет уйти на полную пенсию в 64 года. Получение высшего образования добавляет сюда еще
Женщины без высшего образования смогут уйти на полностью оплаченный заслуженный отдых не раньше 58 лет.
Может быть, даже позже, если реформаторы вычеркнут из трудового стажа отпуска по уходу за детьми. А матери и жены с дипломами будут трудиться как минимум до 64–66 лет, пока внуки не повырастают — увы, без бабушкиной заботы.
Еще один резерв экономии — максимальная ликвидация досрочных пенсий. Их сегодня получает почти треть всех российских пенсионеров — 10,7 млн человек, из которых 4,9 млн продолжают работать. Скорее всего, первыми «под нож» попадут северяне или как минимум жители территорий, приравненных к северным и отдаленным. А пенсионные заботы о шахтерах, металлургах и людях других вредных профессий будут переложены на работодателей — им предложат платить за каждое такое рабочее место повышенный страховой тариф. Всего, по расчетам Минтруда, сокращение выплат досрочных пенсий даст к 2020 году экономию в 0,5% ВВП (около 300 млрд рублей).
Попутно Минтруд предлагает обложить пенсионными страховыми взносами всех трудовых мигрантов и самозанятых россиян — тех, кто работает по найму друг у друга:
А что в результате? Как сказано в рабочем варианте проекта реформы, все эти меры «позволят обеспечить россиян к 2020 году пенсией в размере 40% от их среднего заработка». Но знаете ли, каков сегодня в стране официальный «коэффициент замещения»? 36%. То есть все эти хлопоты обеспечат нам прибавку в среднем 4% от нынешнего пособия по старости. Считайте сами.
Правда, в Минтруде утверждают, что это будет «адекватная жизненным потребностям пенсионера» сумма, которая в
Впрочем, в самом Минтруде на такую пенсию никто жить не собирается. По закону все чиновники имеют совсем другое пенсионное обеспечение, составляющее 75% их собственного (а не среднего по стране) заработка. А что же делать нам — всем остальным россиянам?
Тут пора вспомнить старую советскую басню о том, как звери собрались строить мост через реку и долго спорили о частностях, пока Осел не спросил, как будем строить: вдоль или поперек. Я к тому, что у каждой реформы должна быть цель. Судя по нынешнему варианту, есть она и у Министерства труда. Но это не обеспечение достойной жизни российских пенсионеров, а сокращение дефицита пенсионной системы — с нынешних 2,35% валового внутреннего продукта до 0,8% ВВП к 2020 году. И решают ее чиновники чисто арифметически: задержка выплат пенсий на пять лет —
Минтруд делает оговорку: пенсии россиян могут составить и 70% от утраченного заработка. Правда, для этого будущим старикам и старушкам придется принять участие не только в государственной пенсионной системе, когда работодатель платит за работника взносы в Пенсионный фонд, но и в корпоративной, когда работнику предоставляет пенсию его предприятие. А также в частной, когда работник сам добровольно накапливает средства на старость в негосударственных пенсионных фондах, банках
Министерство труда озабочено нынешним триллионным (!) дефицитом бюджета Пенсионного фонда. Но глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов еще нынешней весной жаловался: «Сейчас в накопительной части аккумулировано 1,8 трлн рублей, к 2014 году эта сумма составит 3,2 трлн рублей, а возможности для инвестирования уже на пределе». То есть эти огромные деньги некуда вкладывать. Законодательство не дает!
Все эти и множество других проблем чиновники Минтруда боязливо обходят. Зато издевательски кивают на Запад: мол, там повышают пенсионный возраст, а мы лишь гуманно увеличиваем трудовой стаж. Но разве же это реформа? ?
А как у них?
Во Франции принято решение поднять минимальный пенсионный возраст с 60 до 62 лет, но поднимать постепенно и закончить этот процесс к 2017 году. Полную пенсию сможет получать тот, кто перестанет работать не в 65 лет, как раньше, а в 67.
В Италии процесс повышения пенсионного возраста растянут до 2028 года: сначала пенсионный возраст для женщин вырастет с 60 до 65 лет, а затем для обоих полов до 67 лет.
В Чехии пенсионный возраст тоже вырастет к 2028 году: для мужчин — с 63 до 65 лет, для женщин — с 59–63 до 62–64 лет в зависимости от количества детей. Но уже в 2019 году, чтобы получить максимальную пенсию, придется отработать не 20 лет, как сейчас, а 35.
В Норвегии возраст выхода на пенсию растянут на период с 62 до 75 лет. Чем раньше вышел человек на пенсию, тем меньше он получает.
В Польше количество профессий, представители которых могут уходить на пенсию раньше, сокращено на 80%. Предполагается со временем полностью упразднить институт раннего выхода на пенсию.