Идеи мобилизационной экономики витают в воздухе. Одну такую выдала на-гора Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма: ввести в стране шестидневную рабочую неделю. Логика простая: Россию обложили — надо больше работать. А ведь не так давно все спорили о переходе на четырехдневку...
Игорь Николаев, экономист
— Нормальной производительности труда не достичь из-под палки. Поднимать ее надо достойной оплатой труда, поощрением конкуренции и искоренением коррупции и кумовства. Общемировая тенденция — сокращение рабочей недели. А нам предлагают двигаться в прямо противоположную сторону.
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики
— По Конституции мы себя позиционируем как социальное государство. Шестидневка в это не вписывается. Кроме того, нет у нас ни военного, ни чрезвычайного положения. Оборонные заводы и без того работают в особом режиме, переводить на него всю страну нет необходимости. Ключ к успешной экономике давно не в стахановских подвигах, а в новом оборудовании, компетенциях и знаниях. Производительность труда в Ирландии втрое выше, чем в России. Нет, наши люди не безрукие, просто трудятся на старом оборудовании, по устаревшим технологиям. Не просто так Международная организация труда обосновала пятидневку с 40 рабочими часами. Это связано с соотношением нужд производства и потребностями организма.
Социолог (остался анонимным)
— Типичный популизм наоборот: авторы идеи демонстрируют презрение к нуждам народа и стремление понравиться власти. Шестидневкой структурные проблемы нашей экономики точно не вылечишь — надо лечить управленческую модель. Во многих странах нормой стала 36-часовая трудовая неделя, но мы, как обычно, ищем «особый путь».
Максим Шевченко, публицист
— Шестидневная неделя — это повышение эксплуатации людей. Поднимать производительность труда надо совершенствованием управления и переобучением. Пока же у нас фактически бесправны и работники, и работодатели. Не так важен рабочий график. Главное — найти баланс между правами человека, зарплатой, потраченным на работу временем, доходами бизнеса и состоянием экономики. На каких-то производствах вполне хватит и четырех дней труда.
Павел Кудюкин, бывший заместитель министра труда и занятости населения России
— Да, во многих сферах наблюдается дефицит кадров, отсюда и идея заставить их работать больше сегодняшнего. Но если начнем гонять людей на износ, ничем хорошим это не кончится. Люди привыкли к пятидневке, она в стране существует с 60-х годов. Если в промышленности нормы Трудового кодекса более-менее соблюдаются, то в сфере услуг этого нет. Многие в ней трудятся по 10-12 часов. Предлагаете у этих людей отнять выходной? Надо бороться со сбоями в поставках, неритмичностью производства, его плохой организацией. А прибавить еще один рабочий день в неделе — слишком простая арифметика.