Одним из самых скандальных событий апреля на телевидении стало исчезновение Андрея Норкина. В начале месяца в своей программе «Место встречи» он вступил в ожесточенную полемику по поводу Украины с одним из гостей. Потом пошла рекламная пауза, после которой на месте ведущего оказался совсем другой человек. Не было Норкина и на другой день, и на третий... Народ заволновался. Что случилось? Занемог? Уволили? Но спустя две декады Андрей Владимирович снова появился в студии НТВ. Его возвращению предшествовал ролик, где бывший демократ, а ныне патриот представал в образе эдакого терминатора: электрическим светом светил из-под очков одним глазом и сурово произносил: «I’ll be back». Актуальненько получилось, учитывая тенденцию федерального эфира.
На прошлой неделе информационную программу на канале «Россия 24» впервые провел... робот! Андроид по имени Алекс зачитал текущие новости, в том числе и одну фейковую (про оппозиционера, пнувшего котенка, ни в чем не повинного, явно не склонного к коррупционным схемам). По утверждению авторов проекта, за мимику Алекса отвечают 35 специальных приводов, с помощью которых имитируются человеческие эмоции. И что, конечно, очень важно — сделана вся эта штука исключительно из материалов отечественного производства.
Можно ли предположить, что за роботами-ведущими будущее? Почему бы и нет. Во-первых, живым людям иногда бывает неловко зачитывать тексты, которые им подготовили редакторы. И это заметно. А вот Алексу все по фигу. Во-вторых, с ним не может случиться панической атаки, которая, по слухам, и выбила Норкина из седла. В-третьих, андроиду можно придать любую внешность — хоть Киселева, хоть Соловьева, хоть Скабеевой. И тогда еще не одно поколение россиян будет испытывать чувство стабильности. Но Алекса почему-то сделали неказистым. Говорят, он как две капли воды похож на одного из своих создателей. Но зрителю-то от этого не легче. Слушать творение рук человеческих было бы куда приятнее, если б оно походило на молодого Делона.
Но нашлись и скептики, усомнившиеся в том, что Алекс — настоящий бот, а не гомо сапиенс в маске. И на то были серьезные основания. В конце прошлого года на канале «Россия 24» показали сюжет о молодежном форуме «ПроеКТОриЯ», где представили «самого современного робота» Бориса. Тот вышел на подиум и вполне ритмично станцевал с ведущими под зажигательную музыку. Но злые люди внимательно пересмотрели кадры и пришли к выводу: это вовсе не андроид, а обычный аниматор, нарядившийся в костюм робота. На крупном плане сквозь щель виднелась вполне человеческая шея. Более того, выяснилось, что «Борькин прикид» можно купить в магазине для костюмированных вечеров. Организаторы мероприятия легко оправдались, мол, номер был элементом шоу, не более. А если бы зрителям, скажем, Деда Мороза показали, разве они поверили бы, что тот настоящий? Тем не менее сюжет с сайта канала был удален. От греха подальше.
И все бы ничего, но13 апреля точно такой же робот, но уже под именем Алеша в ходе футбольного матча в Москве вышел на поле и весьма точно ударил по мячу. Болельщикам его представили как «искусственный интеллект». По мнению специалистов в сфере робототехники, ботов такого уровня еще не существует, но разработки ведутся, и конечный результат не за горами.
Вопрос, было ли появление Бориса-Алеши действительно элементом шоу или телевизионщики осознанно вводили в заблуждение, пытаясь представить уровень нашей науки в радужных тонах, оставим на их совести. Но если б эти сюжеты вышли не на каналах — конкурентах «Первого», а на нем самом, можно было бы предположить, что они предназначены для раскрутки сериала «Лучше, чем люди», премьера которого стартовала в понедельник.
Прошла информация, что этот проект, бюджет которого составил 350 млн рублей, впервые в истории отечественного ТВ купила компания Netflix для показа на своей платформе. Это не «ого», это «ого-го»! Но что же мы увидели в результате? Попытку скрестить ежа с ужом.
Недалекое будущее, Москва. Вполне узнаваемая, хотя и не без футуристических элементов. Герои рассекают столичное пространство на привычных нам «геликах», в кадре мелькают логотипы известного банка (Сбер — forever!), зато над проспектами и переулками туда-сюда суетятся дроны разной величины и назначения. Человекоподобные роботы стали обыденностью. Ничем не отличимые от нас, разве что немигающими глазами и характерными электронными голосами, они трудятся на вредных производствах, заботятся о стариках и детях.
Вообще-то фантастика не самый сильный жанр отечественного кино. Тут же поначалу все выглядит весьма симпатичным. Но после третьей-четвертой серии возникает ощущение, что то ли денег не хватило, то ли фантазии у сценаристов. Вместо глубоких вопросов, которые неизбежно возникают, когда речь идет о грядущем, вместо разговора об этических проблемах отношений между создателем (человеком) и его творением (ботом) сюжет наполняется банальными линиями, свойственными боевикам НТВ и мелодрамам «России». Проблемы отцов и детей, коррупция, ничем не отличающаяся от современной, привычные образы мелкотравчатых злодеев, никак не претендующих на мировое господство. Даже молодежная банда «ликвидаторов», устраивающая самосуд над андроидами, здорово напоминает отморозков 90-х, убивавших бомжей и гастарбайтеров. Хотя нельзя не признать удачу Паулины Андреевой, сыгравшей главную ботшу. Что же касается Netflix... Об американских вкусах и запросах нам давно все объяснили наши телевизионные терминаторы. Что с них взять!