Главная Культура 18:26 26 Февраля 2016 3664
Оскар-2016: как лягут премиальные фишки

Американское кино, ради которого и был придуман «Оскар», по общему мнению, в прошлом году не разродилось выдающимися фильмами

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Послезавтра, 28 февраля, в Лос-Анджелесе состоится торжественная церемония вручения премии «Оскар» — главного, как ни крути, кинособытия года. Среди претендентов на премию есть и прелестная российская лента «Мы не можем жить без космоса», которая представлена в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм». Это вторая попытка питерского режиссера Константина Бронзита взять оскаровское «золото» — несколько лет назад он был в номинантах с картиной «Уборная история — любовная история». Тогда удача улыбнулась другому автору, и будет несправедливым, если прихотливая фортуна отвернется от нашего режиссера и в этот раз.

К сожалению, в главной для нас категории — «Лучший фильм на иностранном языке» — российского фильма не будет: картину Никиты Михалкова «Солнечный удар» отсеяли на предварительном этапе оскаровской гонки. Очевидно, наше киносообщество допустило ошибку, послав не самую совершенную картину мэтра представлять российское кино в США. Куда больше шансов побороться за «Оскар» было у 35-летнего Юрия Быкова с остросоциальным фильмом «Дурак», который в конце прошлого года вышел в американский прокат и буквально взорвал местную прессу. По версии «Нью-Йорк Таймс», «Дурак» вошел в пятерку лучших фильмов 2015 года, причем остальные четыре картины были американского производства. Стало быть, наш фильм мог бы стать главным претендентом на награду в «иностранной» номинации. Но что теперь запоздало посыпать голову пеплом...

Что касается американского кино, ради которого и был придуман «Оскар», то оно, по общему мнению, в прошлом году не разродилось выдающимися фильмами, равновеликими в художественном плане хотя бы таким картинам прошлых лет, как «Форрест Гамп», «Английский пациент», «Красота по-американски», «Аватар». На шедевры уровня «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана или «Список Шиндлера» Стивена Спилберга никто из оскаровских номинантов нынче даже не замахивался.

Впрочем, старина Спилберг, которому в этом году исполняется 70, и сегодня кинематографической борозды не портит. Его новый фильм «Шпионский мост», рассказывающий о временах холодной войны между США и СССР, дышит едва ли не сиюминутной актуальностью. При этом он пронизан старомодным гуманизмом, что в эпоху рухнувших нравственных ценностей, когда всеразъедающий цинизм, а то и оголтелый пофигизм объявлены едва ли не новой всемирной религией, вызывает у меня чувство глубокого уважения. Спилберг защищает достоинство человека, причем независимо от его идеологических взглядов и страны проживания (неслучайно советский разведчик Рудольф Абель нарисован у него с такой симпатией). Он верит в людскую солидарность, которая посильнее самых прочных засовов на границах, он ненавидит оголтелую военщину и заговоры спецслужб. Наконец, Спилберг твердо знает, что и один честный человек в поле воин. И дарит это выстраданное знание нам, зрителям.

«Шпионский мост» выдвинут на «Оскар» по шести номинациям, и лично я, если бы принадлежал к сонму академиков, голосовал бы за этот, да-да, традиционный по изложению и киноязыку фильм, который дорог мне не виньетками изощренной формы, а масштабом мысли, силой и ясностью художнического высказывания. Но, боюсь, оскаровские академики к моему скромному мнению не прислушаются. Как, подозреваю, не оценят они и социально-критический пафос фильма «В центре внимания» Тома Маккарти, посвященного педофильскому скандалу в среде американских католических священников, или разоблачительную мощь картины «Игра на понижение» Адама Маккея, рассказывающего о недавнем ипотечном кризисе в США, в результате которого без своих домов остались миллионы простых американцев. Для оскаровских академиков эти ленты могут показаться чересчур публицистичными, слишком заостренными на злобе дня.

Думаю, немного шансов на главные оскаровские награды и у фантастических саг «Марсианин» Ридли Скотта и «Безумный Макс: дорога ярости» Джорджа Миллера — после откровений новаторских фильмов «Интерстеллар» и «Гравитация» ничем новым удивить в этом жанре, кажется, невозможно. В отсутствие подлинных шедевров киноакадемики, скорее всего, предпочтут всем номинированным лентам политкорректный, эпически выдержанный, визуально завораживающий фильм «Выживший», пусть он и отдает порой экранизацией географического атласа Америки. Но картина мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту, прописавшегося в Голливуде, имеет другие достоинства.

По справедливому замечанию продюсера Александра Роднянского, хорошо знающего секреты оскаровского закулисья (в прошлом году он номинировался на «Оскар» с «Левиафаном»), в Америке любят «укрепляющие волю к жизни человеческие истории, образцы для подражания». А в небезупречном по драматургии и нехитро скроенном фильме «Выживший» речь как раз идет о герое, который проявляет недюжинную волю к жизни. Он остается в живых после схватки с медведицей, он не умирает от холода и голода в дебрях Дикого Запада, не тонет в реке и не горит в огне. А в финале, преодолев бесчисленные испытания, герой в исполнении любимчика публики Леонардо Ди Каприо, уже четыре раза пролетевшего мимо «Оскара», под одобрительные аплодисменты публики вершит справедливое возмездие над своим заклятым врагом. Чем не сюжет для оскаровских академиков, многие из которых давно перешагнули пенсионный рубеж и потому впадают на более сложных для восприятия фильмах в тихую дрему?

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6112
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4669
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....