Вся надежда розничных торговцев сейчас на то, что, как и в рождественский сезон 2000 года, американцы будут сметать все с прилавков. Именно в сочельник в прошлом году было продано более 30 процентов того, что люди дарят друг другу на Рождество. Если этого не произойдет, дело худо - потребитель, опасаясь, что его ждут новые сюрпризы террористов, стал прижимист.
Хотя в магазинах одежды цены снижены вдвое больше, чем год назад, распродажу бойкой не назовешь. Покупатель предпочитает не наряды и дорогие украшения, а нечто такое, что скрашивает жизнь всей семье, - электронные игры, видеотехнику и кассеты и, конечно, детские игрушки.
В этой ситуации на выручку мелкому торговому бизнесу пришел... Усама бен Ладен. Десятки, если не сотни продающихся сейчас предметов украшены его бородой и чалмой, которые видны в скрещении нитей оптического прицела. А также снабжены такими, к примеру, надписями: "Усама может прятаться, но мы его найдем", "Усама: нужен живой или мертвый", "Усама - возомнивший себя гигантом злой гном".
С такими "особыми приметами" выпускаются в немыслимых количествах майки, бейсбольные фуражки, чашки, пивные кружки, нижнее белье (изображение - на задней нижней части), мячи для гольфа, сумки для покупок, постеры, мишени для стрельбы из лука и из пневматических ружей. Но самым большим спросом пользуются рулоны туалетной бумаги с физиономией бен Ладена на каждой дольке и "лозунгами", которые лучше не воспроизводить в газете. Даже такие серьезные журналы, как "Форбс" и "Тайм", заговорили о "феномене", способствующем розничной торговле.
По мнению историков и психологов, выражаемое таким образом презрение, пусть даже граничащее иногда с неприличием, помогает людям преодолеть и страх перед неизвестностью и потрясение после трагедии. Причем феноменом, напоминают они, это явление можно назвать лишь с натяжкой: то, что сейчас происходит с бен Ладеном, прежде происходило с аятоллой Хомейни, Саддамом Хусейном, а еще раньше - с бесноватым нацистским фюрером.