Главная Культура 12:06 25 Ноября 2016 6358
Дмитрий Шепелев: Тяжелее всего далась заключительная глава, мое прощальное письмо Жанне

Вчера, 24 ноября, вышла в продажу книга известного телеведущего Дмитрия Шепелева о Жанне Фриске

Сергей Бирюков

... Точнее, о тех четырех годах, которые ему довелось прожить с одной из самых светлых, счастливых и самых несчастных звезд нашей эстрады. Особое внимание автор (если, конечно, можно называть столь отстраненным, бездушным словом человека, решившегося излить на бумагу чувства и эмоции, факты и детали из их совместной жизни) уделил трагическим месяцам болезни и ухода Жанны. Собственно, Дмитрий и не скрывает: в книге отражен субъективный взгляд на случившееся. Иного и быть не могло, ведь он — непосредственный участник событий, а не холодный наблюдатель со стороны. Тем более другие участники уже много чего сказали о том же самом, и тоже очень субъективно... Читателю, вероятно, не все в книге «Жанна» понравится, а в чем-то позиция автора покажется очевидно уязвимой. Но одно несомненно: этот человек по-настоящему любил и любит Жанну. Ту женщину, с которой свела его судьба и с которой так безжалостно разлучила. Ту женщину, что была матерью его сына Платона. Обо всем этом накануне выхода книги состоялся разговор Дмитрия с журналистами — в том числе и с задавшим ему свои вопросы обозревателем «Труда».

Фото Сергея Бирюкова

Книга закончена этим летом, а задумывалась, еще когда Жанна была жива — в 2014 году. Писал ее я один, Жанна только участвовала в обсуждении идеи, но для меня трепетно важно, что ее согласие на этот труд я получил. Иначе бы за него не принимался.

Не опускать руки!

Первый импульс, который мы испытали, узнав о диагнозе, — закрыться, спрятаться от всех. Мысль о том, что люди, привыкшие к образу Жанны — яркой, красивой, солнечной девочки, — увидят ее в тяжелом состоянии, казалась невыносимой. Находясь все время рядом с ней, я чувствовал обязанность отгородить ее от ненужного, назойливого внимания. Каждого журналиста или фотографа, искавшего встречи, воспринимал враждебно. Но потом пришло осознание необходимости поделиться происходящим. Потому что публичность подразумевает и обязательство перед людьми, которым ты интересен. Эту настоятельную рекомендацию дал мне Константин Эрнст в телефонном разговоре.

Когда Жанна увидела мое видеообращение в программе «Пусть говорят», она плакала. Хотя в обычной жизни слезы на ее глазах никогда не появлялись. Плакала она не только от свалившегося на нее и всех нас несчастья — ее поразило то, сколько людей искренне за нее переживают и поддерживают. Когда наш секрет перестал быть секретом, любовь, которую ощутила наша семья, произвела неописуемое, волшебное действие.

Именно благодаря этой поддержке (я не только про деньги, но про неоценимую эмоциональную, душевную подпитку) нам удалось вырвать эти два года жизни для Жанны.

До обрушившейся на нее болезни мы были наивными детьми в смысле медицинских знаний. На моей памяти в нашей семье, по счастью, не было опыта серьезных, да еще фатальных, заболеваний. Тем не менее сейчас, уже из сегодняшнего дня, вижу, что на протяжении двух лет мы, по сути, все делали правильно. Нам, возможно, везло: мы находили именно тех врачей, которые были нужны. Можно даже увидеть в этом мистику, но скорее тут еще одно доказательство того, что никогда не надо опускать руки. Единственное, что я с сегодняшним моим опытом сделал бы тогда иначе — пожалуй, открылся бы раньше.

Главной целью книги, которую, повторю, мы задумали вместе с Жанной, было не просто рассказать о случившемся, но и дать надежду тем, у кого схожее несчастье — похожая болезнь. Ведь благодаря лечению были моменты, когда мы испытывали настоящее воодушевление. После возвращения из США Жанна чувствовала себя намного лучше, хорошела с каждым днем, возвращалась к себе прежней, пыталась вновь зачерпнуть полноту жизни в меру скромно отпущенных ей сил. А есть люди, я знаю, которые с диагнозом «рак» прожили и пять, и десять, и двадцать лет. Нам хотелось рассказать, что этот диагноз — не повод поддаваться страху и прощаться с жизнью. Напротив, это повод собрать волю, надежду и все свои силы в кулаки и бороться за выздоровление. Именно поэтому в конце многих глав есть конкретные рекомендации: как противостоять грозной опасности, что предпринимать, когда диагноз поставлен.

В определенный момент мы с Жанной даже имели смелость говорить не только о книге, но и о документальном фильме. Собрали съемочную команду, заново проделали все путешествие по местам лечения — побывали в московском онкоцентре на Каширке, в Гамбурге, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке: К огромному сожалению, не успели снять одно самое важное интервью — главной героини. Без него, конечно же, фильм не может выйти. Поэтому — только книга. И только одна — я не хочу превращать ее в коммерческую франшизу, тем более в кино или сериал.

Это единственная фотография, которая украшает книгу «Жанна», точнее ее суперобложку. Фото из личного архива Дмитрия Шепелева

В целом написание стало для меня очень тяжелой в эмоциональном смысле работой. Некоторые главы переписывались по три-четыре раза. Безо всякой посторонней помощи: я не из того теста, чтобы искать активную поддержку в своих делах, мне проще справляться одному. К психологам, не скрою, много обращался во время болезни Жанны. Но потом — нет, как отрезало. Теперь мне достаточно того, что я предоставлен самому себе и что рядом сын. Возвращаясь к написанию... Тяжелее всего далась заключительная глава, мое прощальное письмо Жанне. А самой легкой, светлой и душевной оказалась, естественно, глава о том, как мы ждали появления на свет Платона.

Платон мне друг

Это самое важное наше с Жанной дело, начатое очень успешно. Ему сейчас три с половиной года. Все мое свободное время посвящено сыну. Книга написана и для него тоже. Когда-нибудь, надеюсь, он ее прочтет. Вернее, мы с ним вместе ее прочтем. Мне важно быть честным с моим ребенком, он должен знать все, в том числе какую громадную роль сыграл сам, поддерживая нас в этих непростых условиях. Он ведь такой же участник происходящего. Понимаю, ему будет сложно, предстоит немало интимных и откровенных разговоров. Именно поэтому хочу быть все время рядом с ним.

У Платона крайне напряженный график, расписанный буквально по часам. Он ходит в английскую школу и в обыкновенный детсад. Еще — гимнастика, бассейн, лепка, уроки музыки в международном еврейском центре (кто, как не евреи, научит ребенка музыке). Я бы хотел, чтобы Платон постоянно ощущал присутствие мамы. Так же, как ощущаю его я, бесконечно оборачиваясь внутрь себя и думая, а что бы Жанна на это сказала, как бы она на то отреагировала...

Мы с сыном часто говорим о ней. Я рассказываю простые, бытовые вещи: о ее любимых песнях, любимых городах, любимом десерте. Кстати, Платону так же, как и Жанне, нравится морковный пирог, что я с удивлением обнаружил недавно: Но о смерти мы, безусловно, не говорим. Такой разговор — кропотливый, пошаговый — еще впереди. Я не собирался придумывать для мальчишки какую-то сказочную историю, будто его мама — капитан дальнего плавания или космонавт, улетела на другую планету. Обманывать ребенка нечестно, да он и сам неизбежно почувствует фальшь. Отвечаю ему на те вопросы, которые у него возникают. Очень хочу, чтобы мальчик вырос светлым и был абсолютно уверен: рядом папа, ничего плохого не произойдет.

Мы с ним много путешествуем, если это не вредит учебе. Пожалуй, на вопрос о географической точке, где мы находимся постоянно, я бы не смог ответить. Но и в Москве проводим достаточно много времени.

Куда пропал 21 миллион

Деликатная тема, но ее не обойдешь. Про бабушку и дедушку Платон не спрашивает. К сожалению. Я был бы рад, если бы он испытывал естественный интерес. Если спросит — скажу. Я никогда не ограничивал и не собираюсь ограничивать общение сына с родителями его мамы, если это только не будет угрожать его спокойствию. Уверен, для него это важно. Но решение — за противоположной стороной. Пока они виделись мало. Последний раз бабушка навестила Платона в апреле, дедушка за полтора года видел ребенка только однажды. На данный момент у меня с родными Жанны нет никаких отношений. Их враждебная настроенность ко мне и моей семье налицо. Но реагировать на это в том же ключе не считаю правильным. Тем более выносить семейное непонимание на страницы книги. Она писалась для другого и о другом. Родственникам Жанны я книжку не посылал. Насколько мне известно, они не стремятся ее прочесть. Ну что ж, это их право.

В то же время я не делаю секрета из пропажи того примерно 21 млн рублей, который после того, как Жанны не стало, должен был оставаться на счете в Русфонде, открытом для сбора народных денег на ее лечение (всего было собрано около 69 миллионов). Оставались они потому, что было собрано гораздо больше средств, чем можно было потратить на лечение в случае с Жанной. По договору с Русфондом эти средства должны были быть ему возвращены. Новость о том, что этих денег там нет, стала для меня таким же шоком, как для всей страны. Разумеется, я не мог не сказать об этом публично и не представить имеющиеся в моем распоряжении, как представителя интересов Платона, банковские выписки, говорящие о том, кто и как расходовал средства. Хочу подчеркнуть: моей персональной ответственности здесь нет, так как я не распоряжался этим счетом. Но есть наша общая ответственность перед людьми, которые эти деньги посылали.

Конечно, окончательное слово не за мной, а за Следственным комитетом. Правда должна быть установлена, поскольку случившееся бросает тень на все благотворительные фонды России.

Не ищу перемен

Простите за то, что в книге нет иллюстраций. Это сделано намеренно. Мне непросто дался баланс между тем, что стоит рассказать публике, и интимными обстоятельствами, которые должны остаться между нами с Жанной. Я не хотел стать автором фотоальбома. Надеюсь, то, что описано, само достаточно красноречиво. Но тем ценнее для меня фотография, попавшая на обложку. Она никогда раньше не публиковалась. На ее отбор я потратил гораздо больше времени, чем если бы собирал наш семейный архив. Мне хотелось очень естественного образа Жанны, и, кажется, это удалось. Обращу внимание: заглавие воспроизводит почерк Жанны, собранный из ее писем.

Мне неизвестно точно, сколько будет стоить издание. Цену устанавливаю не я, но надеюсь, она будет держаться на уровне 500 рублей, чтобы ее смогли купить все, кто любит Жанну. Тираж — 10 тысяч. Если понадобится, издательство, надеюсь, допечатает еще. Отдельно хочу сказать, что средства, которые поступят мне как автору, я намерен перевести в фонд хосписов «Вера».

Что будет со мной дальше? Всему свое время. Моя жизнь на случившемся не заканчивается. Но пока мы с сыном вдвоем, мне это состояние комфортно, и я не хочу никаких перемен. Очень благодарен Первому каналу за деликатность. Мне дали возможность быть с Жанной, когда это было необходимо, а потом — сконцентрироваться на работе, что помогло справиться с шоком. Никаких условий никто никому не ставил, это просто дружеская договоренность. «ДОстояние РЕспублики» остановлено, но есть же и другие проекты. Я не отчаиваюсь, уверенно смотрю в будущее.

P.S. Во время этого разговора Дмитрий держался подчеркнуто интеллигентно — как обычно. Лишь однажды разволновался и чуть не переступил грань вежливости. Это когда его спросили, почему он не способствует встречам сына Платона с родителями Жанны. На что последовал резкий ответ: «Ребята, вы пришли мне советы давать, как строить отношения в семье? Разберитесь со своей. Давайте оставим эту тему». Тем не менее если у родных Жанны или кого-либо еще есть желание рассказать о важных фактах, проливающих новый свет на ее историю, «Труд» готов предоставить им эту возможность.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6081
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4609
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....