Главная Культура 00:08 25 Ноября 2016 9766
Зачем у одинокой женщины вырос хвост

Актриса фильма «Зоология» Наталья Павленкова - о тернистом пути к успеху

Леонид Павлючик

Вчера на экраны страны вышел фильм «Зоология» Ивана Твердовского. Это один из самых необычных и громких проектов нынешнего года. Фильм, рассказывающий о том, как у одинокой, немолодой женщины вырос хвост, уже обрел громкую международную известность. Лента представляла Россию на фестивалях в Карловых Варах, Батуми, Торонто, Лондоне, Пусане, Сан-Себастьяне, Цюрихе, Минске. А актриса Наталья Павленкова не только получила приз за лучшее исполнение женской роли на «Кинотавре», но и попала в пятерку номинантов азиатского «Оскара», который в эти дни вручается в Австралии. Наш обозреватель побеседовал с актрисой буквально за несколько часов до вылета самолета.

— Наталья, театралам хорошо известно ваше имя по замечательным работам на московской сцене. В кино это ваша первая главная роль, принесшая вам сразу международную известность. Успели почувствовать себя звездой?

— Нет, я совсем не чувствую себя звездой. Я продолжаю жить у последней станции метро, спать в лоджии, ездить на работу общественным транспортом — слава богу, меня в нем никто не узнает. Я не хочу быть звездой в том понимании, в каком его трактует современная журналистика, не хочу украшать глянцевые обложки. Я всегда хотела быть профессионалом. А после 50 сознательно захотела стать профессионалом успешным. Пришло понимание, что длинный разбег закончился. Что мне пора совершить в профессии вертикальный взлет.

И тогда я послала на небо телеграмму — так я называю свою внутреннюю мольбу. И там, представьте, меня услышали. Не обошлось, правда, без помощи моей лучшей подруги, актрисы Ольги Лапшиной, которая отказалась от предложенной ей роли в мою пользу. Благодаря этому мне была дарована встреча с молодым и очень талантливым режиссером Иваном Твердовским. Он снял меня сначала в своей дипломной работе, потом дал небольшую, но яркую роль в фильме «Класс коррекции», а затем доверил главную роль в «Зоологии», благодаря которой мы с вами сейчас беседуем.

— Нет сожаления, что признание пришло так поздно?

— Нет. Вы знаете, как я испугалась, когда на минуту представила, что мой нынешний «Кинотавр» случился бы, когда мне было 25 лет. Могло ведь и крышу снести, как сносит ее очень многим. В 25 у меня была молодость, красота, влюбленности, была масса других подарков от жизни. А то, что мой успех случился так поздно, дает мне дополнительный козырь в общении с моими студентами — я ведь не первый год преподаю в родном Щукинском училище. Теперь могу с легкой душой сказать своим подопечным: если вы честно служите своей профессии, любите ее, растете с каждой ролью, то вас рано или поздно обязательно заметят. И по достоинству оценят.

Я и себе все эти годы так говорила, возвращаясь после кинопроб с «Мосфильма» до станции метро «Киевская», окрестив про себя этот путь «дорогой слез». Ну, ничего, утешала я себя, не получилось сейчас, получится позже — Татьяна Пельтцер прославилась в сорок. Потом и сорок минуло. Я не грызла в отчаянии подушку, но в голове сидело: что же я, такая старательная, самоотверженная, пылкая, никак никуда не протолкнусь? И вот это случилось после пятидесяти. Поздно, вы говорите? Зато знаете, какое это прекрасное дополнение к пенсии? (Смеется).

— А что раньше мешало поймать птицу удачи за хвост?

— Надежды мешали. Каждый раз собираясь на кинопробы, я думала: вот это моя «Карнавальная ночь», вот это моя «Ирония судьбы». Но...Нельзя сильно хотеть роль. На подступах к фильму актеру надо быть собранным, сосредоточенным, как спортсмену перед стартом, как космонавту перед полетом. Эмоции, сердце надо включать уже в процессе съемок, а до того должен главенствовать разум, трезвый расчет. Эта простая мысль тоже пришла ко мне с годами.

— Приходилось слышать, что девять из десяти актрис отказались бы от съемок в «Зоологии»...

— И я бы, возможно, при других обстоятельствах отказалась. Будь на месте Твердовского другой режиссер, даже более именитый, я бы согласие на эту рискованную роль не дала. Но с Ваней я готова на любую авантюру. Я ему доверяю бесконечно.

— И это при том, что он вам в сыновья годится...

— Ну да, я в два раза его старше. Но у меня часто бывает ощущение, что в нашей разновозрастной творческой паре он мой отец. Я бесшабашная, а он многомудрый. Любит читать мне нотации, запугивать всевозможными ужасами, которые меня могут ожидать, если я не буду следовать его наставлениям.

— «Класс коррекции», горький фильм о детях-инвалидах, Твердовский снял в 25 лет. Откуда у этого вундеркинда такое знание жизни?

— Помимо одаренности, которая дается свыше, Ваня, что называется, вышел из хорошей детской. Папа у него известный режиссер-документалист, мама психолог. Родители его правильно воспитали, вылепили. У меня двое детей, они уже взрослые, но могут позвонить мне за пять минут до начала спектакля с вопросом: «А где мой левый тапочек?». А вот Ивана, единственного ребенка в семье, родители сумели не избаловать, не зацеловать. С 18 лет, когда он поступил во ВГИК, Иван Иванович уже знал, что он должен сам за себя отвечать, должен зарабатывать деньги, искать для себя сюжеты, снимать кино.

— Я видел его пару раз на фестивалях, он показался мне чересчур экстравагантным, эксцентричным...

— Когда я с ним познакомилась, он был похож на пушистого белого медвежонка. Волшебный такой светлый мальчик. А на съемках фильма я поняла, что внутри у него сидит большой гризли. Бескомпромиссный, последовательный художник. А что до внешней эксцентрики, то он ведь совсем еще молодой человек. Вот мальчишество из него порой и вылезает.

— Говорят, он специально для вас написал эту роль...

— Мне неловко об этом говорить, но это так. Вместе с продюсером Натальей Мокрицкой они после «Класса коррекции» решили придумать что-то специально для меня. И я себе нафантазировала всякие разные красивые истории. Когда Иван в итоге сообщил мне, что он решил остановиться на сюжете про то, как у женщины вырос хвост, я буквально онемела. Это явно был не тот поворот событий, о котором я грезила.

— Пора уже спросить, что символизирует в фильме этот самый хвост? Откуда он вырос — из гоголевского «Носа», из «Превращения» Франца Кафки?

— Все это мы, разумеется, держали в голове, обсуждали. Поскольку роль писалась для меня, я познакомилась с первым вариантом сценария, вторым, третьим. По ходу дела перечитывали уже упоминавшийся «Нос», разбирали его по косточкам, искали переклички. Но все-таки я не думаю, что Иван рационально подошел к выбору этого сюжета. Ведь даже Менделееву его знаменитая таблица пришла во сне. Наверное, и для Твердовского эта история явилась как интуитивное озарение. Он нащупал одну из болевых точек общества. Хвост у моей героини — как знак ее инаковости, непохожести на других, за что ее начинают травить и преследовать окружающие.

— Знакомая по сегодняшней жизни коллизия...

— Ну да. Хотя мы не искали прямых аналогий с нынешней действительностью. Хвост вырос у героини, как божье наказание, которое внезапно и неизвестно за что свалилось на человека тишайшего, не протестного, не волевого. И это наказание ей надо перетерпеть, избыть. Но с другой стороны, этот хвост — еще и некий, не удивляйтесь, божий подарок. Шанс прожить остаток жизни не так, как проживают остальные люди неразличимые для них понедельники своего большей частью серого бытования на земле. Вот примерно так размышляла я, просыпаясь ночами от ужаса, что не знаю, как играть этот сюжет, этот характер.

Поутру я изводила режиссера вопросами, страшно с ним спорила. Валялась у него в ногах, умоляя отказаться от той или иной, слишком радикальной для меня сцены. Рожденная в СССР, где, говорят, и секса-то не было, а не только женских хвостов, я просто не знала, не умела играть некоторые вещи, меня этому не учили. В итоге многое мы находили прямо на съемочной площадке. Я за Ваней следила. Он за мной. И, как канатоходцы, мы прошли, похоже, над пропастью, не свалившись в заумь, с одной стороны, в натурализм и пошлость, с другой.

— Как воспринимают ваш фильм первые зрители? Отличается чем-то реакция западной публики от нашей?

— Недавно я вернулась из Вильнюса, где не была 40 лет. И вот после просмотра фильма меня одна зрительница спрашивает: Литва — это уже Европа или еще нет? И я сразу ответила: нет. И объяснила почему. В фильме есть одна рискованная сцена, когда моя хвостатая героиня остается со своим возлюбленным наедине, у них намечается интим, а в итоге происходит облом всех ее ожиданий...

Так вот, когда мы показывали фильм в Карловых Варах, во время этой сцены в зале стоял дружный смех. А в Вильнюсе, как и в Сочи, как и в Выборге, в воздухе висело напряжение. На Западе люди к этому сюжету легче относятся, считывают с экрана больше юмора, который заложен в фильме. Если сцены в районной поликлинике, куда обращается наша героиня со своей проблемой, вызывают за рубежом хохот, то наши зрители в эти самые поликлиники ходят и потому не видят на экране ничего смешного...

— И последний вопрос. Я пока так и не понял: вас уже завалили новыми сценариями, к вам уже выстроилась очередь из режиссеров, желающих снимать вас в своих фильмах?

— Знаете, я не сижу без дела. Играю в прекрасном спектакле «Сказки Пушкина» на сцене Театра Наций, здесь же репетирую с Тимофеем Кулябиным в чеховском «Иванове». Это мое каждодневное счастье. Кинематограф же как не любил меня, так и остается ко мне по большому счету равнодушным. Прислали мне тут два сериальных сценария, я едва дочитала их до середины. Нет, нельзя после «Зоологии» опускать планку. Посижу годик в засаде, может, подвернется что-то посерьезнее. Тем более, что мне частенько звонят студенты ВГИКа, приглашают в свои безбюджетные фильмы. Ребята фонтанируют идеями, у них горят глаза. Я соглашаюсь работать с ними бесплатно и чаще всего получаю настоящее творческое удовольствие.

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6101
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4658
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....