Главная Наука и технологии 00:28 25 Октября 2019 1879
Из старого чешского самолета делают новый «кукурузник»

Россия давным-давно ищет замену старому работяге – «кукурузнику» Ан-2

Анатолий Журин, спецкор «Труда»

Знаменитый советский биплан КБ Антонова восьмой десяток лет бороздит необъятные российские просторы, где нет ни аэродромов, ни даже взлетных полос. Но, как говорится, пора бы и честь знать. Вот в Минпромторге подумали и предложили потратить 20-25 млрд рублей на опытно-конструкторские разработки турбовинтового L-610, способного в чистом поле садиться и взлетать.

Правда, это не наш самолет, а чешский. Точнее, чехословацкий. Он разработан почти 40 лет назад по заказу Министерства гражданской авиации СССР в рамках сотрудничества стран СЭВ. Давно нет ни того министерства, ни СЭВ, ни той страны, а их дело, как видите, живет. Придется забыть разговоры про импортозамещение и изрядно потратиться на модернизацию не нашего самолета. Зато в Минпромторге обещают, что обновленный самолет зай-мет нишу между 64-местным Ил-114-300 и 19-местным L-410 (тоже чешским, который уже собирается в России). Соответствующие поправки к госпрограмме «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (ГП-16) внесены в правительство. Финансирование по L-610 собираются открыть до конца текущего года.

Стоит напомнить, что опытный образец L-610 заказчики из МГА в свое время так и не одобрили. Посчитали, что он не станет полноценной заменой Ан-2 на местных линиях. Так почему же Минпромторг вдруг заинтересовался самолетом, на котором давно был поставлен крест? На этот вопрос наши авиационные эксперты ответа не знают. Известно только, что интерес к запуску производства самолета проявляют Уральский завод гражданской авиации (УЗГА, 48,6% принадлежит Объединенной двигателестроительной корпорации, входящей в «Ростех») и Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) Искандера Махмудова и Андрея Бокарева.

Попутно заметим, что производитель L-610 — чешская Aircraft Industries (бывшая Let Kunovice) — находится в чешском Куновице и является дочерней структурой все той же УГМК. Теперь все становится на свои места. Ведь еще три года назад Aircraft была объявлена банкротом, компанию надо выручать, для чего она и перебазируется в Россию. По словам чиновников Минпромторга, к концу 2021 года локализацию производства самолета должны довести до 72% с нынешних 35%.

Однако, как считают исходя из производственного опыта эксперты, программа производства самолета становится окупаемой при выпуске порядка 300 товарных экземпляров. Чего будет трудно достичь даже применительно к нашему Ил-114, не говоря уже об L-610. Но отечественный турбовинтовой самолет позарез нужен для поддержания воздушного сообщения между труднодоступными населенными пунктами, поэтому его создание, оправдывают бюджетные вложения в Минпромторге, — задача государственной важности.

Все так, среднемагистральный самолет в глубинке — острая необходимость, но... «Была бы моя власть, — в сердцах сказал «Труду» бывший замминистра ГА СССР Виктор ГОРЛОВ, — я бы потратился на ремоторизацию все того же Ан-2, которому пока нет замены и не нужны оборудованные полосы. И летает он при любой погоде и непогоде...»

Жители отдаленных краев, особенно Заполярья, давно бьют тревогу по поводу необходимости возвращения в небо уникальной советской машины Ан-2. Как заявил на круглом столе в Совете Федерации по развитию сельскохозяйственной авиации президент Ассоциации предприятий-производителей, ремонтных организаций, эксплуатантов и владельцев самолета Ан-2 Владимир Антонов, Минпромторг к этой проблеме безнадежно глух. Хотя основной объем авиационных работ по борьбе с вредителями растений и лесов, борьбе с возбудителями и переносчиками опасных болезней до сих пор производится именно самолетами Ан-2. Но на этот тип машины, выполняющей исключительно социальные задачи, распространяется такая же финансовая нагрузка (сертификация, лицензирование и т. д.), как и на воздушные суда, выполняющие коммерческие перевозки. В итоге себестоимость летного часа авиационно-химических работ становится неподъемной для сельхозпроизводителя. Именно поэтому огромный объем работ выполняется нелегальным, партизанским способом владельцами Ан-2, которые не обременены ни финансовыми поборами, ни заботой о безопасности полетов. Сегодня сотни выработавших моторесурс, но еще вполне пригодных для полетов Ан-2 стоят на приколе. Хотя есть реальные возможности в кратчайшие сроки и с минимальными экономическими затратами восстановить достаточное количество самолетов. По своим летно-техническим характеристикам, экономичности, возможности эксплуатации с временных аэродромов и посадочных площадок альтернативы самолету Ан-2 в настоящее время по-прежнему нет!

«При наличии в стране 1200 самолетов Ан-2 в эксплуатации находятся не более 300 единиц, в том числе непосредственно в арктической зоне РФ не более 50 единиц, — подключается к разговору исполнительный директор НП «Росавиацентр» Владимир СКОРОПУПОВ. — В основном жизнедеятельность в этом регионе обеспечивается выполнением спецзаданий вертолетами Ми-8 (средняя стоимость одного летного часа — 300 тысяч рублей). Решением проблемы может стать выпуск турбовинтового самолета ТВС-2М, являющегося модернизацией существующих самолетов Ан-2. Это позволит решить проб-лему авиационного топлива — переход с авиационного бензина на авиационный керосин — и существенно повысить комфорт для пассажиров. Проект реализован СибНИА имени Чаплыгина. Выпущены и летают десяток самолетов, однако модернизированный вариант пока не имеет аттестата летной годности от авиационных властей России, что сдерживает развертывание производства по модернизации. Имеется возможность доработки двигателя Аш62ИР-Э самолета Ан-2 для перевода его на автомобильное топливо. Это позволит обеспечить эксплуатацию существующего парка Ан-2 по современным технологическим процессам на ближайшие три-четыре года — до новых разработок. Занимается этими работами ООО «Мотор» (Омск), на что также имеются соответствующие решения».

Одной из причин низкой мобильности населения арктических, северных, сибирских и дальневосточных регионов является высокий тариф на авиаперевозки, обусловленный высокой стоимостью авиакеросина и значительной транспортной составляющей. Авиационная промышленность могла бы решить проблему снижения затрат на авиатопливо в этих регионах за счет создания специальных двухтопливных воздушных судов, двигатели которых могут работать как на штатном авиатопливе, так и на более дешевом (стоимость в 2-4 раза меньше) и экологически чистом газомоторном топливе — АСКТ.

P.S. Увы, все эти предложения экспертов и специалистов — вне зоны внимания и ответственности тех, на кого они и возложены в нашем государстве. Вот только не слышно, чтобы кто-нибудь из них ответил за вложенные невесть куда астрономические бюджетные средства и отсутствие значимого результата.

По сведениям главы государства, в минувшем году на передовую ежедневно отправлялось около четырех тысяч FPV-дронов 
Российский солдат с FPV-дроном. Фото: www.mil.ru

В 2024 году российские Вооруженные силы получили свыше полутора миллионов беспилотников разных типов. Об этом в среду, 23 апреля рассказал на заседании военно-промышленной комиссии президент РФ Владимир Путин. Тем не менее, констатировал глава...

Есть случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения

Ольга Лернер
Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Развитие технологий ИИ привело к возникновению побочного эффекта: фиксируются случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения. Кое-где такие связи даже пытаются...

Президент провел в Санкт-Петербурге совещание по развитию Военно-морского флота 

Фото: http://kremlin.ru

Морской компонент стратегических ядерных сил России на сто процентов укомплектован современным оружием и техникой. Об этом в пятницу, 11 апреля сообщил на совещании по развитию Военно-морского флота (ВМФ) в Санкт-Петербурге глава государства Владимир...

Это гиперзвуковой дрон MD-19, который может нести ядерное оружие

Фото: Christophe Gateau/dpa, globallookpress.com

Китайский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) MD-19, который способен летать с гиперзвуковой скоростью, может стать кошмаром для системы противовоздушной обороны США. Об этом говорится в статье, опубликованной в интернет-издании The National...

Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом и какие ритуалы соблюдают его последователи

Анатолий Журин
Труд
Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Завтра, 12 апреля, мы отмечаем праздник, который подарил стране и миру Юрий Гагарин, совершивший первый в истории человечества космический полет. В этот памятный день на телеканале «Культура» готовится...

На «Интеграции-2025» свою продукцию представили больше 130 компаний

Ольга Щербакова
Труд
Фото с сайта integration.ru

Международная специализированная выставка инновационных технологий социальной адаптации и реабилитации людей с инвалидностью «Интеграция», завершившаяся вчера в столичном «Тимирязев Центре», побила все...

О некоторых результатах вынужденного эксперимента «жизнь без смартфона»

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он был со мной неразлучно последние два года. До него у меня были другие, конечно, но он оказался столь совершенным, что поменял мою жизнь. Ему я доверяла все свои тайны, отдавая на хранение личные дневники....

Наука и технологии 00:28 / 11 Апреля 2025 4252
Технопарк

Дрон с шашечками, робоконь, высокотехнологичная батарейка

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: Wang Jingqiang/Синьхуа, globallookpress.com

13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге испытали первый в России троллейбус, который придумал российский изобретатель Петр Фрезе. И хотя тесты прошли достаточно успешно, новинка в России прижилась далеко не сразу....

Как космонавтам бороться с лунной пылью и что им делать с надоевшей едой из тюбиков?

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Изображение: Freepik.com

7 мая отмечается Международный день планетариев. Ровно 100 лет назад в Мюнхене открылось первое в мире «окно в звездный мир», оснащенное лучшей для того времени цейсовской техникой. Как тогда писали газеты, «это...

Идет работа над реализацией концепции «от терминала до терминала» в условиях кабины без остекления

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Специалисты Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» первыми в мире испытали технологии искусственного интеллекта (ИИ) для сверхзвукового гражданского самолета. Об этом сообщила пресс-служба центра. «В...

Так некоторые по-свойски именуют искусственный интеллект. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен

Надежда Арабкина
Труд
Можно заиграться и однажды проснуться в мире, где умные машины правят глупыми людьми. Фото: Freepik.com

ИИ, искусственный интеллект, стремительно ворвался в нашу жизнь, и вот уже некоторые совсем по-свойски зовут его Иван Иванычем. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен. Понятно одно: это компьютерная...

«Чем меньше личной информации вы рассказываете, тем труднее вас обмануть», - подчеркнули в ведомстве 

Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

Управление «К» Министерства внутренних дел РФ опубликовало список ключевых видов информации, которые гражданам ни под каким предлогом не следует раскрывать о себе. В противном случае они сильно рискуют оказаться жертвами мошенников....

Каким он был, тот день, когда весь мир узнал, что русские покорили космическое пространство?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: imago stock&people, globallookpress.com

Светило солнце. Развезло дороги. Бежали ручейки. В еще прохладном воздухе уже разлилась весна. Племянница Юрия Гагарина Тамара Филатова в деталях описала тот самый день, когда 15 лет назад я приехала на родину первого...

Как советский истребитель Ла-5 обогнал немецкий «Фокке-Вульф»

Анатолий Журин
Труд
Боевое крещение «лавки», как называли эти самолеты летчики, приняли в 1942 году в сталинградском небе. И потом их вылеты немецкие наблюдатели неизменно встречали тревожным: «Ахтунг! Ахтунг! Ла-фюнф ин дер люфт!»

Летом 1942 года летчики люфтваффе были озадачены появлением над Сталинградом неизвестных советских самолетов. Это были первые войсковые испытания новейших истребителей Ла-5. С 14 по 24 августа 19 пилотов совершили 180...

В двух сибирских городах появится «китайское» метро. Вопрос – почему?

Алекс Зверев
Труд
Китай учился строить метро у СССР. И с тех пор ушел далеко вперед. Фото: Максим Платонов/Business Online, globallookpress.com

В двух сибирских городах-миллионниках строительством метро займется китайская корпорация China Railway Construction Corporation Limited (CRCC). Генподрядчиком строительства линий является группа компаний «Моспроект-3», а китайские...

Речь идет об исследовательской станции «Космос-482», которая отравилась в космос в 1972 году

Фото: NASA/JPL-Caltech via CNP, globallookpress.com

Запущенный Советским Союзом более 50 лет назад космический зонд для исследования Венеры, который не смог достичь этой планеты, в ближайшие дни вернется на Землю. Об этом сообщил японский телеканал NHK со ссылкой на расчеты специалистов Национального...