Большинство газетных заметок про недавнюю отмену в Москве маршруток вышли с заголовками типа «Это не шутки, отменены маршрутки» — почти цитата из хита группы IOWA. После прочтения этих заголовков в голове волей-неволей начинает крутиться знакомая мелодия с рефреном про маршрутку... Что за напасть, откуда она взялась? Откуда берутся песни массового поражения?
Есть у IOWA вещи не менее привязчивые: «Улыбайся» и «Эта песня простая». Как у них это получается — в наше-то дефицитное на хиты время? Когда-то хорошей песне было достаточно разок прозвучать в «Утренней почте», чтобы к вечеру подпевала вся страна. Сейчас явная нехватка песен, имеющих шанс запомниться, запасть в сознание. Почему, скажем, пропадают со сцены звезды телешоу «Голос»? Потому что даже качественного исполнения тысячу раз спетых-перепетых песен недостаточно для сольной карьеры, нужен собственный репертуар. А где ж его взять?
С помощью только лишь массированных радиоротаций и больших денег не заставишь аудиторию подпевать песне, которая не легла «на сердце и на уши». В то же время матерным шнуровским «Лабутенам» хватило интернета, чтобы заставить население большой страны орать про «восхитительные штаны». А песне в сериале «Оттепель» от Константина Меладзе для абсолютной узнаваемости хватило показа на ТВ начальных кадров сериала.
...Эта группа образовалась в Белоруссии в 2009-м, а их песни стали узнаваемыми только лет через пять, когда IOWA переехала в Петербург. Как рассказывает нынешний продюсер коллектива Олег Баранов, его пять лет назад попросили послушать интересных ребят, которые показались ему «безнадежными по исполняемому материалу». Да, была эффектная солистка Катя Иванчикова с запоминающимся голосом. Энергия била через край, но было непонятно, куда ее приложить. Сотрудничества не получилось, но стороны расстались друзьями.
Спустя год-полтора IOWA прислала Олегу демоверсию «Простой песни», а еще через некоторое время — композицию «Мама». «Тогда мне стало ясно, что успех «Простой песни» не случаен», — рассказывает Баранов.
Песни были аранжированы и записаны, на них сняли недорогие клипы. Когда число просмотров в интернете достигло десятков тысяч, композициями понемногу заинтересовались радиостанции. Все шло медленно, но шло. Начали поступать и концертные предложения.
Баранов не из Карабасов-Барабасов, стремящихся жестко управлять и творческим процессом, и личной жизнью подопечных. Он играл в группе «Сегодняночью», делал звук в песне «Мумий Тролля» «Медведица». Выходец из рок-среды, видел слабые места IOWA, что-то советовал, но не давил и не навязывал. Ждал, пока Катя Иванчикова сама предложит новые идеи.
Песни-удачи не сразу получились такими, какими мы их теперь знаем. В «Маме» были другими припев и куплет. Перед записью Катя предложила новый вариант — и попала в десятку. Вот и «Маршрутка» поначалу пребывала в довольно сыром виде. Только когда группа приступила к записи первого официального альбома, Катя доработала «Маршрутку» — и результат вам известен. Отказывающихся крутить их песни больше нет.
В чем же секрет народного хита? В озарении или кропотливой работе? В оригинальности или, наоборот, доходчивости? В везении или упорстве? Пример IOWA доказывает, что должны сойтись все компоненты, иногда даже противоположные. Идти своим путем, не впадая в примитив или подражательство, — и в то же время быть доходчивыми и узнаваемыми. Хиты Кати Иванчиковой на фоне произведений коллег выглядят довольно оригинально, порой даже странно — и в то же время попадают в массовую аудиторию, как нож в масло.
И вот результат: на этом этапе творчества у IOWA нет пока ни одной провальной песни. К слову, этим группа отличается от плодовитого Сергея Шнурова: тот наряду с подлинными шлягерами легко выдает на-гора десятки глуповатых поделок...