Вскоре после введения газопровода в эксплуатацию Турция прекратила отбор газа, заявив, что ее не устраивают цена и запланированные объемы поставок, и предложила снизить то и другое. Газпром, в свою очередь, потребовал от партнеров выполнения контракта. Долгие переговоры и поездка главы Газпрома Алексея Миллера в Турцию пока к серьезным сдвижкам не привели.
Между тем события продолжают развиваться. ООО "Газэкспорт" (дочернее предприятие Газпрома, занимающееся экспортной деятельностью) подало иск в Международный арбитражный суд. Правда, заявило, что может отозвать его, если турецкая сторона "будет готова к дружественному урегулированию этого вопроса на взаимоприемлемых условиях". В "скором и справедливом" разрешении ситуации заинтересована и Турция, уверяют в министерстве энергетики этой страны. Но справедливость каждый понимает по-своему.
Предметом спора стало также основополагающее условие контракта "бери или плати", в соответствии с которым Турция должна оплатить России оговоренные объемы газа независимо от того, сможет она их отобрать или нет. Идти на отмену этого условия Газпром не намерен, поскольку именно оно является гарантией возврата кредитов, взятых Газпромом на строительство "Голубого потока". С первого июля условие "бери или плати" вступило в силу.
По информации турецких СМИ, с начала августа Турция собирается возобновить импорт российского газа. В 2003 году по условиям контракта она должна получить по "Голубому потоку" два миллиарда кубометров топлива. Объемы поставок будут расти на два миллиарда в год, и к 2010-му достигнут 16 миллиардов кубометров. Будут ли реализованы эти планы?
Турция пока упорно рассчитывает на уступки со стороны Газпрома. И, похоже, небезосновательно. Месяц назад российские газовики передали турецким коллегам из компании Botas пакет предложений, где предусматривается снижение обязательств партнеров по трем газовым контрактам и снижение цены на российский газ в течение пяти лет. В итоге газ будет реализовываться не по 115 долларов за 1000 кубометров, а всего лишь по 75. Кроме того, Газпром заявил о готовности реинвестировать часть средств, полученных от продажи газа, в развитие турецкой газовой инфраструктуры.