Сборная России под руководством демократичного тренера Вячеслава Быкова проиграла финал чемпионата мира. «Труд» выяснил, что мешает начальникам-либералам добиваться успеха в нашей стране.
Главный тренер сборной России Вячеслав Быков практикует демократичный подход к своим игрокам. Он строг, но, в отличие от тренеров советской закалки, видит в игроках профессионалов, а не материал для побед. Подход Быкова помог
В конце прошлого года так же печально закончилась работа с футбольной сборной голландца Хиддинка. Он тоже видел в игроках профи, не загонял их на многодневные сборы, не унижал и не наказывал без нужды.
Плоды эволюции
Советский стиль руководства, основанный на абсолютном подчинении, чинопочитании и правиле «я начальник, ты дурак», начал уходить в прошлое в середине
Ему на смену пришел «оголтелый капитализм», как его воспринимали бизнесмены того времени. Начальник уже мог обходиться без секретарши и огромного кабинета, но считал нормальным орать на подчиненных, метать в них пепельницы и вообще в грош не ставить.
Новые условия жизни в стране дали боссам мощный рычаг управления людьми — лишение зарплат и премий. Немудрено, ведь тогда они платились в основном «вчерную», так что закон был бессилен защитить работника.
Только в начале
В компании ABBYY, занимающейся разработкой программного обеспечения, в настоящее время работают около 1000 человек, и, как рассказал «Труду» ее директор Давид Янг, в процесс принятия решений вовлечены больше трети — около 400 человек.
«Мы долго бились над этим, с 2002 по 2005 год, но теперь вся наша компания участвует в процессе бюджетирования. Теперь бюджет на год по всем статьям составляется не
Кроме того, в компании исповедуют принцип «право на ошибку»: сотрудникам дают большее поле для принятия самостоятельных решений (и совершения ошибок), чем обычно практикуется в бизнесе. Так в ABBYY воспитывают кадровый резерв.
«Разработка и продажа наукоемких технологий — это не отверточная сборка, где люди выполняют простую инструкцию. Если хочешь, чтобы сотрудники брали на себя ответственность и чтобы ты доверял им, в компании должен быть совершенно другой уровень ответственности и профессионализма», — говорит Давид Янг о том, как демократичные принципы управления позволяют компании двигаться вперед.
Быстрое реагирование
Демократичный стиль управления показал свою эффективность в компаниях, которые независимый
Это в первую очередь ретейл и предприятия малого бизнеса как в сфере продаж, так и в сфере производства, где нужно уметь быстро перестраиваться под потребности рынка, быстро принимать решения.
«Чем более демократичный стиль управления, тем меньше энергии тратится на ненужные постулаты, на ненужные традиции. Если руководитель находится среди сотрудников, ты не тратишь время на то, чтобы понять, что происходит в компании, не надо получать информацию через третьи руки», — убежден Сивогривов. По словам директора по персоналу и общим вопросам LG Electronics Rus Александра Карпова, в инновационных компаниях стиль управления просто обязан быть демократичным.
«Долговременная эффективность возможна только в том случае, если сотрудники чувствуют свою причастность к бизнесу, болеют за него. А быть причастным — это в значительной степени означает чувствовать себя партнером, пусть и младшим», — подчеркивает Карпов.
Как строить демократию
За демократичным стилем руководства будущее — об этом говорят показатели эффективности компаний. У «демократов» они в
Если вы решили пойти по этому пути, нужно все силы направить на создание обратной связи снизу: это может быть горячая линия, внутрикорпоративный сайт, выезды в офис, на производство.
Вторая мера — сохранение возможности наказывать виновных сотрудников, причем наказывать жестко. В России все еще большая часть людей уверены в том, что уважать можно только того, кого боишься. Поэтому показательные «казни» за реальные промахи только укрепят авторитет
Кадры
- 46% работников в Россиисчитают, что шефдолжен быть добрым и человечным
- 41% россиян испытывают
постоянный контроль со стороны начальника - 19% утверждают, что могут беспрекословно подчиняться только тому, кого боятся
- 15% халатно относятся к работе без нагоняев от начальства
Источник: HH.ru, superjob.ru