Дурная действительность современного информационного пространства: если на нашем ТВ покажут, как украинский БТР пересекает линию разграничения, то через четверть часа в Сети появятся доказательства, что на самом деле боевая машина — перекрашенная российская. Дадут репортаж про разбомбленный бандеровцами детский сад — тут же окажется, что учреждение находится на территории, контролируемой Незалежной. И так каждый день. Во избежание когнитивного диссонанса следовало бы забить на политику либо в «ящике», либо в «паутине». Лучше, конечно, везде. Но как, если такие события разворачиваются?!
Одно из самых модных словечек последних лет — «фейк». Чем оно лучше «вранья» или старорежимной «утки», неясно. Может, дает возможность почувствовать себя продвинутым? Ведь разница между лжецом и фейк-мейкером примерно такая же, как между уборщицей и клининг-менеджером. Но не суть. Факт тот, что фейки прочно вошли в повседневность, стали продуктом массового производства, на ниве которого трудятся люди столь изобретательные, что даже слова Данилы Багрова про правду, в которой сила, уже не кажутся бесспорными. Какая, к черту, в ней сила, когда с помощью фейков куда эффективнее можно повлиять на президентские кампании и мировые процессы, нежели с ее, правды, помощью?!
Власть выразила уверенность в том, что народ поддержит решение признать Донбасские республики, ведь там — наши братья. Да мы бы с удовольствием. И даже 13-ю зарплату ради такого дела кому-нибудь отдали б. Только вот проблема: начиная с пресловутого Майдана пропагандистские передачи родного ТВ как раз и перестали сначала брезговать фейками, а потом и вовсе сделали их рутинными.
Помните сюжет про распятого мальчика, показанный Первым каналом в июле 2014-го? Там беженка рассказала, как киевские силовики согнали жителей города Славянска на центральную площадь и на их глазах расправились с трехлетним ребенком и его матерью за то, что глава семейства поддерживал сепаратистов. Впоследствии журналисты независимых СМИ провели расследование и не нашли ни одного свидетельства трагедии. Но добрые зрители всему поверили и страшно переживали.
Примерно тогда же НТВ и «Россия 1» одновременно взяли интервью у некого Петкова, находящегося в больнице после ранения. Одному корреспонденту он рассказал, что пострадал как противник Майдана, перед вторым предстал в образе наемника из Германии, примкнувшего к радикалам. Интересный мужик!
Или вот еще. Федеральный вещатель продемонстрировал бойца из украинского батальона, уверяющего, что лично прикончит любого сослуживца, отказавшегося убивать ополченцев. Позже кто-то докопался до исходного материала и обнаружил, что на самом деле угрозы боевика относились к мародерам. Но при монтаже редакторы смысл слегка поменяли на нужный.
Значит ли вышесказанное, что в составе ВСУ — сплошь матери Терезы? Да упаси господь! Только речь-то не о них — о родном ТВ. Заметим, что ни в одном из указанных случаев откровенной лжи ее создатели даже не извинились перед аудиторией. И подобное происходит далеко не только в случае с «украми».
Однажды Russia Todаy порадовала сюжетом про то, как в меню нью-йоркского ресторана в день рождения нашего президента появился бургер, названный в его честь — «Путинбургер». Корреспондент поведал следующее: американцы, разочарованные в своих политиках, к русскому лидеру относятся значительно лучше, что и подтвердил эксперимент владельцев общепита. Но все было не так. На самом деле журналисты заказали себе самый большой бургер, после чего стали угощать им других посетителей. Те хвалили продукт, вот их слова и получили соответствующую трактовку.
Увы, далеко не все недостоверные новости столь безобидны. После трагедии в Керчи в программе «60 минут» в эфир вывели девушку, ставшую очевидцем расстрела в колледже. Мы слышали только голос. Ведущие представили ее как Алину Керову. На следующий день это имя появилось в списке погибших, у свидетельницы было совсем другое имя.
Не забыли еще, сколько копий было поломано вокруг «фосфорной атаки» в Сирии, обрушенной на мирных жителей то ли боевиками, то ли Асадом? Был момент, когда наша пропаганда уверяла, что никакой атаки и не было, ее-де инсценировали. Эту версию подтвердил и местный житель, приведя в качестве доказательства снимки, где авторы подделки гримируют якобы пострадавших. Фотки показал Первый канал, народ успокоился: Асад не виноват! Но потом выяснилось, что кадры сделаны пару лет назад на съемках художественного фильма.
Свои промахи каналы любят объяснять спешкой. Так, мол, хотелось поскорее донести информацию до любимых зрителей, не до мелочей! И «любимые» со временем проблему осознали. И если теперь видят на экране железнодорожный состав и слышат комментарий: «Зеленский отправил танки в сторону Донецка», а назавтра выяснится, что кадры эти десятилетней давности и сделаны где-нибудь в Средней Азии, то они воспримут новость спокойно. Ну торопились люди, о нас же заботились.
О любви телевизионщиков к фейкам свидетельствует и выбор ими экспертов в ток-шоу. Так, Скабеева с Поповым очень любят одного депутата ГД, без устали клеймящего прогнивший Запад. Вот пара его разоблачений: «Немцы реализуют программу, разработанную американцем, по которой можно зайти в детский сад и потрогать детей», «Они открыли публичный дом для зоофилов в Дании. Функционирует официально, туда можно приехать и черепаху, я не знаю, изнасиловать. Идиоты! И они пытаются нас научить!»
Но кто-то же этому верит?! И впитывает, как и ненависть к Украине.