
За последние три года почти 40% россиян сменили работу или профессию — такого на рынке труда еще не бывало! В поисках лучшей доли уходят с насиженных мест, бесстрашно меняют род деятельности и жизнь. Кто-то хочет больше денег, кто-то — душевного удовлетворения, а кому-то все осточертело...
В советские времена таких называли летунами и рисовали на карикатурах с бегающими глазками и распухшей от записей трудовой книжкой. Считалось, что приличный человек обязан всю жизнь протрубить на одном заводе. Теперь же смена места работы воспринимается как обыденность: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Например, в IT-сфере средний срок работы сегодня составляет 1,5 года, а в ретейле — около года.
Кадровики жалуются: в последнее время текучесть кадров и вовсе побила рекорды. В прошлом году две трети компаний были вынуждены постоянно нанимать новых сотрудников. Некоторые компании стали предлагать уволившимся работникам «вознаграждение за возврат», а для руководителей уже вводят «KPI на удержание сотрудников». В условиях сверхнизкой безработицы (2,3% в ноябре) и кадрового дефицита в 1,5 млн человек (по данным вице-премьера Александра Новака) удерживать специалистов все сложнее.
Согласно исследованиям, чаще других сейчас с насиженных мест уходят автомойщики, швеи, режиссеры и технические директоры. Часто меняют работу и курьеры, хотя, как говорят, на этом рынке уже произошло «затоваривание». Реже всего из профессии уходят врачи — не для того они столько лет учились. Продолжают упорно трудиться геологи, бухгалтеры и агрономы. Сообщается, что пятая часть из тех, кто решился сменить профессию, выбрали рабочие и производственные специальности. Правда, чаще всего это делали те, кто и так уже имел смежную профессию. То есть из балерин в швеи и обратно все же не переходят.
Все чаще стали увольняться сотрудники, проработавшие в компаниях много лет. Причины? По данным декабрьского исследования «СберАналитики» и сервиса «Работа.ру», треть россиян уволились с предыдущего места работы из-за неготовности работодателя повышать зарплату, а вот еще треть назвали основной причиной выгорание и стресс.
— И правда, люди устали, — подтверждает аналитик рынка труда Анна Меженок. — Работников сейчас не хватает, на тех, кто есть, увеличивается нагрузка. А рост зарплат, даже если происходит, реальную инфляцию не покрывает. И когда человек работает по 12 часов в день, не может позволить себе нормальные выходные, а купить на зарплату может все меньше, накапливаются усталость и раздражение. Он хочет, чтобы от него все отстали, и увольняется одним днем. Я такое вижу все чаще...
А молодые перестают пахать, потому что не видят перспективы. Раньше люди понимали: чем больше будешь работать, тем быстрее сможешь купить квартиру, машину. Но сейчас ипотеку взять нереально, ставки под 30%. И цены на авто оторвались от грешной земли. Какой смысл тогда работать на износ? Ну и, конечно, молодежь видит, что пенсии у родителей не хватает на «коммуналку» и лекарства, и понимает, что надо бы себя поберечь.
В ходе опросов люди признаются, что кроме зарплаты значимым фактором для них являются гибкие условия работы: свободный график, неполный рабочий день — все, что связано с комфортом, возможностью иметь свободное время на себя и семью. И это многих перегоняет из найма в самозанятость. Если ты работаешь на заводе или в офисе, ты ограничен графиком, а если работаешь на себя, то можешь распоряжаться своим временем — и это совсем другая жизнь!
— Люди-то на рынке труда есть, — подытоживает эксперт, — но многие из них занимаются непонятно чем: живут на 30 тысяч в месяц, где-то подрабатывают или раскручивают ТГ-канал, лежа на диване, хотя могли бы найти работу посерьезнее. Но идти в наем и пахать за небольшие деньги не хотят. Те, кто готов был работать за скромные деньги, ушли на СВО, а те, кто остался, вкалывать за такие суммы не готовы.