Рынок туристических услуг застыл в ожидании: с 1 марта текущего года работать с индивидуальными и групповыми туристами смогут только прошедшие государственную аттестацию экскурсоводы и проводники. Однако те сдавать экзамены не торопятся, несмотря на угрозу высоких штрафов. Так кто же поведет за собой толпы туристов и экскурсантов?
Водить группы по городским и природным достопримечательностям до сих пор может любой желающий, все, что для этого нужно, — это объявление в соцсетях или на «Авито». Столь легкомысленный подход к делу нередко оборачивается ЧП и трагедиями. Из-за оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья, случается, гибнут люди.
Так было в сентябре 2021-го на Эльбрусе, когда с вершины не вернулись пятеро альпинистов. И в ноябре 2022-го на Камчатке, где восхождение на вулкан Ключевской закончилось гибелью девяти туристов. И в августе 2023-го в Москве, когда во время экскурсии по подземной реке Неглинке погибли восемь человек. И это далеко не весь перечень, когда некомпетентность гидов и провожатых приводила к фатальным последствиям.
В высокий сезон в столицах и на южных курортах экскурсоводами порой становятся все кому не лень. Достаточно вызубрить банальный текст или просто вешать лапшу на уши утомленных солнцем туристов — и ты уже гид. С введением обязательной аттестации для работников туриндустрии ситуация должна измениться. Но пока, по данным Минэкономразвития, в России аттестованы чуть больше 10 тысяч экскурсоводов и гидов-переводчиков и 5,5 тысячи инструкторов-проводников. Этого мало: только в Москве в этой сфере заняты около 5 тысяч человек. А на Чукотке, куда стремятся попасть все больше желающих хлебнуть северной экзотики, аттестованных специалистов можно пересчитать по пальцам одной руки.
По словам гида-переводчика Юлии Богатыревой, уже прошедшей аттестацию, особых трудностей она не испытала. «Мне, 15 лет работающей с туристами, экзамен не показался сложным. Люди, в нашем деле неслучайные, сдадут его с первого раза», — успокаивает она коллег.
Тогда в чем же проблемы? Может, в том, что аттестация имеет жесткую региональную привязку? Для того чтобы водить экскурсии по Сергиеву Посаду, держать экзамен нужно по всей Московской области, а чтобы знакомить группы с достопримечательностями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, нужно пройти аттестацию в каждом из регионов. Да, надо готовиться, а для этого требуются время и стремление, но ведь так обстоят дела в любой профессии. А проводники-инструкторы должны подтвердить квалификацию в полевых условиях: леса, горы, поля, пещеры, реки... Проводник обязан умело действовать в чрезвычайных обстоятельствах, оказывать первую помощь.
Немаловажный нюанс: аттестация на каждую из категорий стоит денег. Самая дешевая — пешеходный туризм (30 тысяч рублей), горный — 50 тысяч. Хочется сэкономить? Но штрафы обещают куда серьезнее: за работу без допуска будут брать до 40 тысяч с лиц физических и 100-150 тысяч — с юридических. А в случае повторных нарушений сумма возрастает.
Когда это будет? По словам зампреда комитета Госдумы по туризму Натальи Костенко, соответствующий законопроект прошел первое чтение, второе запланировано на весеннюю сессию. Осталось выяснить, кто и как будет проверять наличие аттестации у тысяч экскурсоводов по всей стране и по каким признакам они станут отличать организованную экскурсию от прогулки с друзьями или дальними родственниками, а сидящего в автобусе гида — от простого сопровождающего?