Анатолий Ромашко, заместитель главы администрации Калининградской области:
- Выступление лондонской "Дейли телеграф" - чуть ли не о предполагаемой продаже Калининградской области Германии не первое в ряду выступлений западных СМИ, порочащих анклав. Говорили о ввозе тактического ядерного оружия, раздували тему СПИДа, проституции, экологии. Да, проблемы, и острые, есть. Действительно, Калининград, скажем, сбрасывает неочищенные промышленные стоки в Балтику. Мы платим штрафы, причем немалые. Кстати, на модернизацию очистных сооружений выделен кредит Европейского банка реконструкции и развития - деньги еще не дошли. Но все в публикациях, а это целая пропагандистская кампания, сводится к тому, что область разваливается, а в составе Европы она могла бы уже процветать. Отсюда и слухи: мол, России спишут долги, а Германия получит экономический контроль над нами.
Но область, особенно поле того, как была создана свободная экономическая зона "Янтарь", развивалась и без особых подсказок с Запада. В прошлом году рост промышленного производства составил 32,4 процента. Наши предприятия уверенно вышли на национальный рынок. Половина продукции отправлялась в Россию.
Что же касается нагромождения всех этих домыслов, слухов, то это, конечно, не случайно. В Германии 2001 год объявлен "годом Пруссии". Это кое для кого хороший повод напомнить о том, что Калининградская область была когда-то частью территории Германии. И тут, конечно, вызывает недоумение распоряжение Государственного таможенного комитета России за N01-99/ 1405 от 27 декабря прошлого года "О применении части второй Налогового кодекса Российской Федерации при перемещении товаров под таможенные режимы". Суть таможенного нововведения в том, что товары, которые идут из области в континентальную Россию, облагаются теперь налогами в размере 20 процентов от их стоимости. Требуют платить и акцизы. Это еще 10 процентов. Мы теперь - как чужие. В результате на границе области скопились товары, продукция калининградских предприятий на миллионы рублей. Да у них просто нет денег на эти поборы. Промышленность фактически парализована. Наши предприятия оказались в одночасье неконкурентоспособными с другими российскими же. Фактически решение ГТК ликвидирует Особую экономическую зону как таковую. В области - коллапс. Цены на все - продовольственные, промышленные товары выросли резко - на 20-30 процентов. Подорожали хлеб, мясо, консервы, колбаса... Если в декабре мы собрали 140 миллионов рублей налогов в бюджет области, то в первой половине января всего-то 15,5 миллиона, что, естественно, сказывается на положении тех же учителей, врачей.
Если кто-то хотел, чтобы в анклаве росли прозападные настроения, то лучше способа придумать было бы, наверное, нельзя.
Артур Кузнецов, представитель МИДа РФ в Калининградской области:
- Скандальных публикаций всякого рода много, но, правда, напрямую нигде не идет речь об отторжении области от России. Говорят, что все в регионе плохо", или проводят мысль, как это сделали "Шпигель" 15 января, а вчера "Дейли телеграф" - об ассоциированном членстве Калининградской области в Европейском союзе. Что конкретно при этом имеется в виду - не знаю. Политический подтекст "доброжелателей" понятен - ограничение влияния России в анклаве. А калининградской экономикой, мол, будет рулить ЕС. Как? И этого никто не знает. Даже специалисты не могут сказать, как часть страны может куда-то еще "входить". В мире такого нет. И в Соглашении о сотрудничестве России и ЕС от 1994 года никакого ассоциированного членства ее регионов не предусмотрено. Говорилось позже о Калининградской области как о "пилотном регионе взаимоотношений ЕС и России". Но это не одно и то же.
Идет девятый вал информационной войны против России.
Виктор Будовский, начальник Калининградской железной дороги:
- Не верю, что нас хотят купить или продать. И лично я категорически против территориальных переделов. Хотя разговоров на этот счет много. Обсуждается, например, вопрос о присоединении к Польше. И многие, судя по телевизионным передачам, с этим согласны. Раз Россия бросила, отменив таможенные льготы, то стоит ли за нее держаться? Взять, к примеру, нашу сферу: подвижной состав изношен, эксплуатируется 35 лет. Очень бы помогло, если бы грузы из России, Белоруссии шли железной дорогой в Калининградский порт, а не через Клайпеду, Вентспилс, Мугу.
Юрий Безносов, главный инженер АО "ЦЕПРУС" ("Целлюлоза Пруссии").
- Мы традиционно торговали больше с Европой - Германией, Австрией, Болгарией, Италией...И в последние годы объем импортных поставок вырос с 40 до 80 процентов. И только 20 процентов целлюлозы отправляем в Россию, страны СНГ. Почему такое соотношение? Да потому как много заморочек с таможенным оформлением, чтобы добраться с товаром до России. А сейчас в связи с отменой льгот - тем более. Вчера в городе состоялся митинг протеста по поводу распоряжения ГТК. Мы тоже в нем участвовали. Пусть наша продукция остается такой же отечественной, как и та, что сработана на территории континентальной России. Хотя я в принципе совсем не против сближения, скажем, с Германией. Но утверждения о том, что в анклаве настроения сейчас прозападные, антироссийские- полная чушь. Нужно только соблюдать интересы Калининградской области с учетом ее анклавности.
НАША СПРАВКА
Город основан в 1255 крестоносцами Тевтонского ордена, быстро стал важным портом, назван Кенигсбергом. В период Семилетней войны в 1758 году взят русскими войсками и до 1762 года был центром русского генерал-губернаторства Восточная Пруссия. С 1871 года - в составе Германии. Во время Великой Отечественной войны войска 3-го Белорусского фронта 9 апреля штурмом овладели Кенигсбергом. По решению Потсдамской конференции отошел к СССР. В 1946 году переименован в честь М.Калинина. Сегодня в Калининградской области проживает 947 тысяч человек.