- Каких результатов вам удалось достичь за то время, что вы работаете в России?
- За 18 месяцев нашего присутствия здесь мы потратили 4 миллиона человеко-часов на строительство завода. Команда выпускает седаны Chevrolet. В будущем мы рассчитываем создавать новые бренды. General Motors пришла в Россию, чтобы здесь остаться. Мы в Петербурге с начала 2006 года, и мы лидеры продаж в России.
Мы уже произвели здесь 47 тысяч автомобилей, и все они успешно проданы. В России покупают автомобили активнее, чем во всем мире, тенденция поменялась лишь в ноябре. В октябре здесь все еще был плюс, хотя во всем мире - уже минус. Наша задача - остаться здесь первыми.
- Как кризис влияет на ваши планы? Известно, что головное предприятие GM на грани банкротства.
- Наша команда настроена оптимистично, мы прекрасно понимаем, как будем справляться с ситуацией, нам понятны наши планы. Давайте пройдем этот кризис вместе. И когда он закончится, мы будем первыми на этом рынке производить машины.
- Какова судьба питерского завода и его работников? Будут ли сокращаться зарплаты?
- Мы только что повысили зарплату и сокращать не будем. Наращиваем мощности. Мы тот бизнес, который ориентируется на потребителя. Мы производим ровно столько, сколько нужно продать. У нас успешное производство в Шушарах, туда вложено 300 миллионов долларов.
- Надолго ли остановится производство во время рождественских каникул?
- Рождественский период - с 20 декабря по 12 января - мы потратим на проверку сборочного процесса.
- Однако уже известно, что с 16 февраля General Motors в Шушарах будет работать всего три дня в неделю.
- Это временная мера, связанная со спадом рынка. Я ведь уже говорил, что мы ориентируемся на потребителя. А потребитель сейчас покупает меньше автомобилей. Не вижу здесь никакой проблемы.
- Но ведь из-за сокращенного графика люди потеряют в зарплате...
- Потери будут минимальными, а на сумме годового заработка временный переход на трехдневный режим вообще не отразится: летом 2009 года мы будем наращивать производство в связи с выпуском новой модели Chevrolet Cruze. Мы ждем ажиотажного спроса на эту модель.
Завод будет работать в усиленном режиме, в несколько смен. Работы будет много. Да ее и сейчас хватает. Рождественские каникулы - это же не остановка производства. Весь завод сейчас находится в стадии тестирования. Процедура запуска завода - длительный процесс. Мы проверяем качество продукции. Проверка качества длится 16 недель. Сейчас в фазе тестирования 250 автомобилей. Команда проходит обучение, получает новые навыки.
- Чему и как учите персонал?
- Еще до запуска завода мы наладили в Петербурге производство двух моделей автомобилей, а также открыли центр по подбору персонала и центр обучения базовым навыкам. Сейчас на заводе работает тысяча человек. Мы должны обучать их новым технологиям. При поступлении на завод будущие работники проходят тестирование по многим позициям: образовательные навыки, работа в команде. После программы обучения сотрудники проходят медицинский осмотр.
На заводе своя система образования, и когда человек зачислен на работу, он попадает в эту систему. 40 человек мы уже обучили на своих заводах в Польше, Германии. Для получения особых навыков работники должны тренироваться и во время практики на заводе.
- Почему вы решили открыть завод именно в Санкт-Петербурге?
- Санкт-Петербург - стратегически важное место. Это логистически оправданно - близко от порта. Кроме того, у нас прекрасные отношения с правительством города, здесь квалифицированная рабочая сила. Близко к рынку Москвы.
Собственный завод с собственными технологиями у General Motors существует только в Петербурге, в Тольятти у нас совместное предприятие, в Калининграде - сборочное, а собственные производственные мощности, выпускающие оригинальный продукт, только здесь.
- А все-таки не приходит ли в голову мысль: "Эх, не вовремя мы построили здесь завод"?
- Мы будем выпускать 60 тысяч автомобилей в год, такова планируемая мощность завода, и это залог уверенности. Наши инвестиции - это инвестиции в будущее. Как только кризис закончится, мы будем готовы к дальнейшему развитию, у нас для этого будут силы.
Резюме "Труда"
Джон Бертон, исполнительный директор General Motors Europe
Родился: Оксфорд, 1951 год.
Прежние места работы:
руководящие должности на заводах GM в шести странах мира.
Автопром почти стоит
Кризис серьезно ударил по продажам автомобилей. Из-за этого почти все автомобильные производства в России в декабре останавливают конвейеры на месяц. Об этом объявил Ульяновский автомобильный завод (с 25 декабря по 9 февраля 2009 года), ВАЗ (с 25 декабря по 2 февраля), Ford (с 24 декабря по 21 января). Уже почти две недели (с 13 декабря) простаивает "Автофрамос" - завод Renault в Москве. Производство на нем начнется 12 января. Рабочие на всех этих заводах находятся в вынужденном отпуске с сохранением двух третей заработной платы. Кроме того, в середине осени о сокращении 5 тысяч работников объявил КамАЗ, о сокращении 3 тысяч сотрудников - ТагАЗ.Вероятно, весной следующего года поступят новые сообщения о сокращениях на автопредприятиях.