Революционерам всегда проще объединяться против чего-то (как правило, против строго "антинародного режима"), нежели за что-то. "Оранжевая коалиция" была на деле весьма пестрой, включая в себя самые разные социальные типажи: сельских бабушек, млевших от выбившегося в люди деревенского паренька Вити Ющенко и его жизненных успехов, западноукраинских поклонников Степана Бандеры, киевских интеллигентов, стремившихся в Европу, и т.д. и т.п. В идейном отношении украинские революционеры демонстрировали куда меньшее единство, чем даже их коллеги-большевики в 1917 году (которые, как мы знаем, тоже быстро переругались). Юлия Тимошенко, единственный настоящий мужчина украинской политики, своей пассионарностью проложившая дорогу "оранжевым", на посту премьера демонстрировала более левую и популистскую линию, чем ждал от нее президент. Попытки заморозить цены на бензин и мясо, которые предсказуемо привели к дефициту и того и другого; угрозы массовой национализации, после чего прекратились инвестиции и начался отток капитала из Украины. При этом у премьера обнаружились и собственные бизнес-интересы, не совпадавшие с притязаниями других влиятельных членов президентской команды. Открытый конфликт Тимошенко с руководителем Совета национальной безопасности и обороны Петром Порошенко по поводу Никопольского завода ферросплавов, сопровождаемый "маски-шоу" под телекамеры, оказался последней каплей, переполнившей чашу терпения Ющенко, разогнавшего всех, за исключением генпрокурора.
Перетряска команды свидетельствовала, однако, не о силе Ющенко, а, скорее, о его растущей слабости. Наиболее яркие фигуры "оранжевой" команды во главе с Тимошенко, экс-госсекретарем Зинченко, экс-шефом спецслужб Турчиновым, экс-вице-премьером Томенко перешли в жесткую оппозицию. Оставшиеся люди из ближнего круга президента открыто обвиняются в коррупции. Сын Ющенко своим неумеренным потреблением дорогостоящих мирских благ поставил под большое сомнение имидж отца как бессребреника. Экономика, росшая в последний год "антинародного режима" на 14 процентов, не без усилий Тимошенко в последние два месяца демонстрирует минусовые результаты. Возможности финансового маневра минимальны, поскольку выделенные на текущий год бюджетные деньги почти закончились. И, как будто этого мало, вездесущий Борис Березовский, которого не пустили на Украину, "сознался" в финансировании прошлогодней кампании Ющенко. Поскольку получение денег на выборы из-за рубежа карается законом, заговорили об импичменте президента. Импичмента, конечно, не случится. Объявить его по украинским законам сложнее, чем даже по нашим. Но в дополнение к вышесказанному все это делает Ющенко более чем уязвимым. Что это означает для практической политики?
Уже очевидно, что у президента, как бы он того ни хотел, не хватит сил торпедировать конституционную реформу, которая перераспределяет полномочия от президента в пользу назначаемого большинством парламента главы правительства. Все фракции Верховной Рады очень даже заинтересованы поучаствовать в процессах избрания могущественного премьера и распределения портфелей в его кабинете. Не сможет Ющенко и повысить барьер для прохождения партий в парламент с 3 до 7 процентов.
А это значит, что предстоящие в марте 2006 года выборы в Раду становятся исключительно важными: партии большинства получат контроль над правительством. А в погоню за 3-процентным призом двинутся все мало-мальски заметные силы. Ющенковскую "Нашу Украину", несмотря на весь президентский административный ресурс, не ждет легкая жизнь. В рейтингах партий почти наравне с ней держатся "Батькивщина" Тимошенко и Партия регионов Виктора Януковича. Никак нельзя сбрасывать со счетов также Компартию Петра Симоненко, Соцпартию Александра Мороза, Народную партию спикера Литвина и даже объединенных социал-демократов Медведчука - Кравчука или прогрессивных социалистов Натальи Витренко. В президентском рейтинге Тимошенко (30%) уже опережает Ющенко (25,4%), популярны Янукович (14,6%) и Литвин (10%). Большинства "Нашей Украины" в будущем парламенте пока никак не просматривается.
Уверен, после мартовских выборов на Украине сложится значительно более запутанная ситуация, чем на состоявшихся в минувшее воскресенье очень запутанных выборах в германский бундестаг. Призрак поствыборного альянса Тимошенко, скажем, с Януковичем может оказаться для Ющенко ночным кошмаром, чреватым маргинализацией самого президента или параличом власти.
Хорошо ли это для России? Кто-то у нас с удовольствием потирает руки: говорили же! Кризис заставляет всех игроков украинской политической сцены делать реверансы в сторону нашей страны, поскольку пророссийские настроения по-прежнему сильны в электорате. Однако в действительности оснований для радости у Москвы нет. Мы не заинтересованы в нестабильности и экономическом спаде в братской соседней стране, являющейся к тому же важнейшим торговым партнером.
Поэтому стоит пожелать Украине с наименьшими издержками пройти период уже неизбежных политических передряг. А то, что революции до добра не доводят, наши соседи скоро сами поймут, если еще не поняли.