Свой последний рейс совершил всем известный Ту-134. Он доставил 70 пассажиров по маршруту Иркутск — Мирный. Дальше путь легендарного советского лайнера лежит в Новосибирск — на вечную стоянку в Музее авиации и космонавтики.
Только выдающимся самолетам выпадает столь долгий летный век. Первый коммерческий взлет Ту-134 произвел 29 июля 1963 года — и почти 56 лет провел в небе. Один из самых массовых и популярных в истории отечественной гражданской авиации. За длинный узкий профиль и звенящую ноту форсажа в народе его прозвали «стиляга» и «свисток», а в НАТО дали кличку Crysty — «дерзкий». Кстати, характерный нос фюзеляжа имел вполне технологичное назначение: там располагалось рабочее место штурмана.
— Уходит в историю замечательная машина, каких в мире было мало, — говорит бывший штурман Тбилисского филиала «Аэрофлота» Владимир Гасоян. — И пока ему в российской авиации достойной смены не нашлось. Эту нишу сегодня занимают канадские и бразильские машины, а наш суперджет, мягко говоря, не повод для гордости.
Ту-134 впервые обзавелся перемещенными в хвостовую часть двигателями, что повысило комфорт пассажиров. Первые образцы выпускались Харьковским авиазаводом без системы реверса, и при посадке для торможения использовались парашюты. Штурманы, говорит мой собеседник, были очень довольны: навигационное оборудование и остекленная часть кабины обеспечивали идеальный обзор. После набора высоты командир именно штурману передавал контроль за работой автопилота.
— С Ту-134 связаны лучшие годы в моей летной судьбе, — говорит Гасоян. — В которых много было и счастливого, и драматического.
Владимир Бадоевич никогда не забудет день 18 ноября 1983 года. Тогда группа террористов атаковала экипаж и потребовала лететь в Турцию. Сидевшего за шторкой штурмана бандиты не заметили. Он открыл огонь на поражение, затем сумел заблокировать дверь в кабину пилотов. Самолет приземлился в Батуми, остальных террористов уже на земле обезвредили бойцы «Альфы». А штурман Владимир Гасоян за тот полет был удостоен звания Героя Советского Союза.
Напомню: именно Ту-134 стал первым нашим лайнером, получившим международную сертификацию. Он поставлялся на экспорт в десятки стран по всему миру. За долгие годы эксплуатации по показателям коэффициента надежности зарекомендовал себя безотказным самолетом. Выдающейся особенностью этой машины являются непревзойденные до сих пор ограничения по величинам встречной (30 м/c) и боковой (20 м/с) составляющих ветра при взлете и посадке.
Остается добавить, что памятники Ту-134 были по всему Советскому Союзу — в аэропортах Воронежа, Кишинева, Минска, Могилева, Ульяновска, Полтавы, Риги. В Москве опытный экземпляр с бортовым номером СССР-45075 был установлен сначала на ВДНХ, а затем на территории СПТУ при АНТК имени Туполева в Новогиреево. Увы, этот памятник был варварски распилен и сдан в металлолом в апреле 2013-го.
Всего на Харьковском авиазаводе было собрано 852 самолета Ту-134. Последний «стиляга» сошел с конвейера 30 июня 1989 года. В советское время лайнер перевез свыше 500 млн пассажиров. А в 2011-м тогдашний президент России Дмитрий Медведев поручил Минтрансу вывести лайнеры ТУ-134 из эксплуатации на регулярных рейсах. И вот, наконец, это поручение выполнено...