Главная Культура 19:01 23 Сентября 2017 3170
«Жен я находил в небесах, а роли - на земле...»

Михаил Кокшенов объясняет, почему дураков играть сложнее, чем умных

Сергей Киселев

Экранный образ Михаила Кокшенова всплывает в памяти легко — этакий улыбчивый рубаха-парень, простак и увалень. Если его герой ворует, то себе в убыток, а если влюбляется, девушка уходит к другому. Хотя в жизни все наоборот. Михаил Михайлович далеко не прост, умен, хитер. И везуч в любви. На днях актер отметил свой 81-й день рождения. Что за плечами? В кино 130 ролей плюс 15 комедий, снятых в качестве режиссера. Развелся со второй женой Еленой, с которой прожил в браке 20 лет, зато женился на бизнес-леди Наталье Лепехиной, переехал в новую 300-метровую квартиру поближе к «Мосфильму».

— Михаил Михайлович, вы и с первой своей супругой, стюардессой, познакомились в небе, и с нынешней, Натальей, на высоте 10 км. Совпадение?

— Судьба. Вот и не верь, что браки совершаются на небесах! Мы оказались с ней в соседних креслах. Разговорились. Выяснилось, что у нас много общего: оба Девы, у обоих по две дочки. Весь полет наговориться не могли, словно родную душу встретил. Обменялись визитками, а на следующий же день я стал ей звонить: Любовь ведь такое дело. Вспышка — и все!

— Тут вам повезло. А в кинокарьере?

— Поначалу на съемочную площадку без отбойного молотка, лопаты и кирзовых сапог меня не выпускали. Играл бугаев-бригадиров, поскольку у меня была внешность типичного советского труженика: рабочая стать, улыбка до ушей, зубы сияют. Вот и попал в колею. Мотыль как увидел меня, так сразу позвал в картину «Женя, Женечка и «катюша» на роль Захара Косых, бравого солдата, чье лицо не вмещается в окошко...

И только потом режиссеры рассмотрели во мне комедийный дар. А это амплуа, между прочим, самое сложное. Дураков-то играть труднее, чем умных! Да и сами подумайте: вышел бы я в образе какого-нибудь Че Гевары — все бы долго смеялись...

— Но ведь наверняка хотелось не только смешить, но и слезу у зрителя выжимать?

— Сознаюсь: будучи актером Театра имени Маяковского, я роль Гамлета выучил — а вдруг Марцевич заболеет? Хотя все-таки у меня уже был вес под 100 кг и будка соответствующая: Упитанный принц датский получился бы.

— Помните первое ощущение популярности?

— Выпускаясь из «Щуки», мы от нашего педагога Владимира Этуша получили напутствие: «Вы, друзья, артистами станете, когда на улице вам вслед скажут: «Вон артист пошел». А Савелий Крамаров эту мысль развил. Есть, говорил, три стадии узнаваемости. Начальная: где-то я тебя видел. Вторая: вроде бы артист, который дураков играет. И третья — это когда тебя знают по фамилии. К сожалению, до третьей доживают не все.

— Вас трудно представить худеньким юношей, но ведь было?

— Невероятно, но факт: после «Щуки» я весил всего 69 кг при росте 182. Выходя на сцену, напяливал на себя ватные штаны, телогрейку, а сверху брюки и рубашку — для солидности. Стал железо таскать, чтобы бицепсы появились. Вот они и появились...

— Ваш путь в кино начался с легендарной ленты «Девчата». Как вы туда попали?

— Жен я находил в небесах, а роли — на земле. Вот и здесь: среди массовки ходил, вертелся перед носом режиссера. Он и предложил эпизод, где лесоруб пьет воду из графина. Целый графин «опрокинул» я в кадре, чуть не захлебнулся. Случайность! Все в жизни — случайность: Моя мама была актрисой, и она не хотела, чтобы я пошел по ее стопам. Потому я сначала окончил Московский индустриальный техникум. Но все равно бегал в драмкружок. И в конце концов все бросил и отнес документы в театральный. Потом долго не мог найти свою актерскую нишу, пока с легкой руки Гайдая не пришел в комедию.

— А как он в вас комедийный талант разглядел?

-1973 год. Раньше фото артистов продавались в газетных киосках — черно-белые по 5, цветные по 8 копеек. Леонид Ионович жил у метро «Аэропорт» и часто, приходя за газетой, высматривал открытки. Там меня и увидел. Снимок был странным: синий цвет с пиджака перетек на лицо, я там был похож на алкаша. Гайдай и попросил ассистентов: «Найдите-ка мне вот этого синенького!» Так меня привели в комедию «Не может быть!». Потом мы с ним очень подружились. Гайдай был человеком редкого юмора, причем как в 40, так и в 70 лет — с годами не менялся.

— Лично вы кого из коллег считаете корифеями в комедийном жанре?

— Номер один — Леонов! Мы с Евгением Павловичем пересеклись всего лишь раз — на озвучании «Легенды о Тиле». Помню, он стоял у микрофона и все должны были «бить» его — наваливались, орали, толкались. Вдруг он как закричит: «Стоп!» Запись остановили. Что такое?! А Леонов говорит: «Дайте-ка я бумажник переложу, а то тут такая компания...» Все просто легли.

— Как правило, комедийные актеры в жизни — молчуны и хмурые. А вы?

— В принципе я человек нелюдимый и самодостаточный — мне одному хорошо. Но в хорошей компании могу быть и веселым.

— Спиртным не злоупотребляли?

— Было, не буду скрывать. Но у меня это рано случилось и рано прошло. Лет в 16 исполнилась юношеская мечта — я стал геологоразведчиком. Романтика, экспедиция. И там я бухать начал. Сырок «Дружба» и граненый стакан — это было все мое меню. Меня еще коллеги подначивали: «Молодец, Мишка, давай еще!» И однажды после сильного бодуна мне один хороший человек, наш прораб, сказал: «Миша, не надо. Погибнешь!» И как-то с тех пор у меня отрубило. Даже в театре в общих застольях не участвовал. Не пью, чего я там буду сидеть...

— Как же вы общались с такими партнерами по съемкам, как Даль и Высоцкий?

— Да здорово мы общались. Даль тоже в футбол любил играть: Вообще, замечу, эта проблема сегодня не так актуальна, чего воду в ступе толочь? Актеров-бухариков теперь практически нету. На кону-то и роли хорошие, и гонорары. Это отрезвляет лучше партсобраний.

— Вы как-то рассказывали, что вашим учителем по женской части был Савелий Крамаров, который, говорят, не пропускал ни одной короткой юбки...

— Савелий действительно женщин любил, но бабником не был. Просто он искал свой идеал. У него был фирменный способ знакомства. Подходил к даме со словами: «Девушка, скажите, пожалуйста...» Та, естественно, его узнавала. А он будто задумывался: «Что бы такое спросить?» Самая неприступная тут же начинала улыбаться. И все!

— А вы не ловелас?

— Ну почему... Мне нравятся женщины, я же нормальный мужик. Но, увы, работа для меня всегда была главным делом, а на женщин времени не оставалось. Представьте: в среднем семь картин в год, да еще театр... В результате поздно женился. Еще более поздняя женитьба вторая: Елене было 19, а мне уже 49! Сейчас я завидую коллегам, которые детей родили рано, у них уже внуки выросли. Если ты талантлив и удачлив, профессия от тебя не уйдет.

— Помимо профессии чем-нибудь серьезно увлекаетесь? Охота, рыбалка, путешествия?

— Путешествовать мы с женой очень любим. А рыбалку и охоту мне заменяют спортзал и бассейн. С молодости занимаюсь атлетической гимнастикой, до сих пор через день хожу в зал. Дряхлеть не собираюсь. И пусть я постарше Наташи, но мне не хотелось бы, чтобы она это чувствовала. А охота? Лично я против. На даче я, наоборот, птичек прикармливаю.

— Ваши киногерои зачастую неудачники. А в жизни популярность принесла вам дивиденды в виде хорошего счета в банке, недвижимости за границей, замка в Подмосковье?

— Не стану скромничать, популярность — удобная вещь. А какие конкретно принесла дивиденды? Не скажу. Это моя коммерческая тайна.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6154
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4727
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....