Главная Культура 00:05 23 Сентября 2016 7106
Симфония из 1937-го

Почему произведение великого Георгия Свиридова пряталось в бабушкином диване

Сергей Бирюков

Сегодня в Иркутской филармонии — событие мирового значения. Губернаторским симфоническим оркестром под управлением Илмара Лапиньша впервые после почти 80 лет безвестности будет исполнена Симфония великого русского композитора ХХ века Георгия Свиридова. Как случилось, что крупнейшая симфоническая работа одного из столпов русской музыки столетия, чьи мелодии, без преувеличения, сопровождают нас каждый день («Метель», «Время, вперед!»), едва не канула в Лету? И как это произведение, пережив множество передряг, оказалось в Сибири?

Сюжет завязался во время недавней поездки на фестиваль Дениса Мацуева «Звезды на Байкале». На концерте открытия в Иркутске встречаю давнего знакомого, дирижера Илмара Лапиньша — латыша, воспитанника Ленинградской консерватории, большую часть жизни отдавшего России — Большому театру, Татарскому театру оперы и балета, Томскому оркестру. Последние девять лет Илмар Артурович — главный дирижер Иркутского Губернаторского оркестра. «Сергей, удачно, что ты здесь: завтра в 10 на репетиции впервые играем Симфонию Свиридова».

Наверное, надо было видеть мои округлившиеся глаза. Хотя известно: у Георгия Васильевича, автора «Поэмы памяти Сергея Есенина», «Курских песен» и других прославленных опусов, осталось много не увидевших свет работ. Но чтобы целая симфония?

Оказалось, речь идет о произведении, написанном 21-летним студентом Ленинградской консерватории летом 1937 года. Тогда юный выходец из курской глубинки только-только перешел из класса известного педагога и фольклориста Петра Рязанова к своему кумиру Дмитрию Шостаковичу. Даже зная об уникальной одаренности Свиридова, трудно было ожидать чего-то большего, чем наивные оркестровые наброски...

Но первое же соло кларнета — чудесный широкий напев, в котором, конечно, звучат отголоски и Рахманинова, и той советской школы «песенного симфонизма», к которой принадлежал Рязанов. Временами прорывается «шостаковичевская» энергия. Однако уже ясна, очевидна и своя, свиридовская интонация — с ее свежестью, русской картинностью, светом и печалью. В разработке дуэт трубы и валторны под пульс струнных — неожиданный бросок на 30 лет в будущее, к той самой знаменитой фанфаре «Время, вперед!»...

И так во всех четырех частях: то почтительный взгляд в сторону обожаемого Шостаковича (например, в фуге финала), то мелодический взлет, предвещающий будущую «Метель» (в третьей части). Главное же — все это согрето огромным душевным теплом. Такую музыку, при всех параллелях, Шостакович не мог написать. Это — Свиридов.

Как, уже пролетели 45 минут? Финал словно оборвался на полуслове, когда хочется слушать еще и еще... Тут, наверное, сказался недостаток опыта юного композитора, не вполне владеющего формой. Но налицо громадный запас идей, чувств, который в полную силу выплеснется в последующих партитурах...

Но как такое яркое сочинение, которое, ей-богу, не стыдно поставить рядом с Первой симфонией самого Шостаковича (где тоже ведь немало ученичества), могло пролежать под спудом восьми десятилетий? Поздравляя после репетиции Илмара, узнаю, что партитуру ему передал для премьерного исполнения его давний товарищ по консерватории, племянник Свиридова, петербургский историк музыки Александр Белоненко. Звоню Александру Сергеевичу.

«С этой симфонией связана детективная история, — рассказывает музыковед. — Видимо, она прозвучала только раз в конце 1937 года на закрытом отборе к Первой декаде советской музыки. Об этом я узнал случайно из единственного письменного свидетельства — дневниковых записей Михаила Фабиановича Гнесина (известного композитора и педагога. — «Труд»). Об уровне этой декады говорит то, что на ней прозвучали только что написанная Пятая симфония Шостаковича, а также Восемнадцатая симфония другого советского классика — Мясковского. И вот рядом с ними в программу включили сочинение Свиридова — правда, другое, Фортепианный концерт. Но, видимо, и о Симфонии у тех, кто производил отбор, сложилось хорошее мнение, Гнесин свидетельствует, что на обсуждении Юру Свиридова хвалили за талант и большой потенциал...»

Потом Свиридов активно принялся за новые партитуры. В 1940-е начал писать Вторую симфонию, но закончил только две части: грянул 1948 год с его критикой «формализма». Досталось и Свиридову. Симфония была брошена на середине, композитор надолго завязал с оркестровой музыкой. Переезжая в 1956 году в Москву, студенческую работу с собой не забрал...

«А она преспокойненько лежала в стареньком желтом диване у моей бабушки Елизаветы Ивановны Свиридовой на Литейном проспекте, — продолжает Белоненко. — Потом бабушка получила комнату на проспекте Газа, а ноты из дивана разделили пополам моя мама Тамара Васильевна (родная сестра Георгия Васильевича) и мой младший дядя Вячеслав. Партитура Симфонии оказалась у него, но составить представление о ее ценности он не мог, так как не был музыкантом. И только после того, как не стало ни Георгия Васильевича, ни Славы, разбирая архив его сына (моего двоюродного брата), я обнаружил Симфонию, которая считалась пропавшей!»

Впрочем, и это не конец истории. Рукопись пребывала в скверном состоянии, некоторые страницы залиты водой, чернила расплылись. Поначалу Белоненко даже решил, что это лишь эскиз, а не законченное сочинение. Тут взялся за дело редактор Полного собрания сочинений Свиридова, музыковед Павел Лукьянченко.

«На партитурных листах была масса пустого места, — рассказывает Павел Васильевич. — На самом деле Свиридов для скорости просто не выписывал паузы. А кое-где и «безобразничал» — писал партитуру не по горизонтали, а (видимо, из-за дефицита партитурной бумаги) по вертикали. Понадобилась дешифраторская работа. Но я, на счастье, проработал не один год в издательстве «Музыка», где прошел школу нотной текстологии у мэтров старого закала. Делу очень помог и Русский музей, руководитель технологического отдела которого Сергей Владимирович Сирро чудовищно увеличил покалеченные листы, а кое-что даже просветил в разных режимах своими «волшебными лучами» (в музее Сирро занимается послойным анализом полотен великих мастеров). Так за год кропотливой работы я сумел рассмотреть, что же было изначально написано рукой великого, пусть в ту пору и очень молодого, мастера».

«Симфония мозаичная, — продолжает Лукьянченко, — как будто идет смена масок на карнавале жизни. Но какие щемяще русские страницы — аж оторопь берет! И не очень похоже, что это написал беспомощный провинциальный мальчишка-неумеха. Хотя молодость автора очень заметна — он торопится поделиться с миром распирающими его чувствами. А этих чувств — море, так и хлещут, так и брызжут, удержу нет!..»

Трудно добавить к этим словам человека, возродившего Симфонию практически из небытия, что-либо еще. Вот только когда его восхищение сможет разделить публика Москвы, Петербурга, других городов? Иркутская филармония совсем не богата, в оркестре Лапиньша потолок зарплат — 45 тысяч рублей, в группе вторых скрипок не хватает как минимум двух пультов (то есть четырех музыкантов), средств на гастроли нет...

P.S. Конечно, у музыки Свиридова — тысячи энтузиастов. Есть и такие деятельные, как секретарь Союза писателей России А.Г. Звягинцев и возглавляемый им культурно-просветительский центр «Орден», немало сделавшие для восстановления текста Симфонии. Есть могучая Московская филармония и Минкультуры РФ с его Всероссийским виртуальным концертным залом, то есть возможностью организовать интернет-трансляцию из самых разных точек страны. Сейчас — ваше соло, господа!

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6136
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4703
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....