Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) сообщал, что в I квартале 2018 года доля пользователей интернета в России составила 80%. Но мы сегодня не про них, а про остальные 20% — про «отказников».
Число тех, кто еще не нашел ответа на вопрос, вынесенный в заголовок, стремительно тает. Да, собственно, необязательно ссылаться на соцопросы — достаточно зайти в вагон столичного метро: чуть ли не поголовно сидящие и стоящие пассажиры погружены в свои гаджеты. За последние четверть века интернет постучался в каждый дом и в каждый офис. Неслучайно до недавнего времени в России само слово «интернет» писали с большой буквы — вроде как Его Величество.
Грандиозное изобретение человечества явилось к нам недавно, а жизнь без него уже немыслима. Без интернет-поводыря автовладельцы разучились передвигаться по городам и весям. С ним куда проще купить билеты на самолет или на поезд, в театр, кино и на стадион. В интернете можно (пока еще можно!) почитать и посмотреть все что хочешь. И обучение в школе, и врачебные консультации, и простое человеческое общение — все уходит в сети.
Но есть, есть еще те, кто скалой в бушующем море стоит на своем, отвергая для себя виртуальный мир и интернет-пространство. Конечно, в большинстве это люди в категории 50+. Вот и среди моих знакомых все еще встречаются идейные непользователи. Что ими движет? Основных мотивов для отказа от интернета три.
Одни считают, что раз уж прожили в реальном пространстве большую часть жизни, то и дальше без этих виртуальностей обойдутся. Есть и такие, кто не очень удачно пытался освоить компьютер в стародавние времена, когда это и впрямь было непросто, — и тот первый опыт отбил охоту на всю жизнь. Вторые, блуждая по Всемирной сети без всяких целей и ориентиров, отождествили ее с залежами бесполезного информационного мусора. Эти люди склонны утверждать, что не хотят засорять себе мозги и нервы. Третьи же отказники выдвигают на первый план проблемы со здоровьем: резко ухудшающееся зрение, перенесенный микроинсульт и другие заболевания.
Отчасти сосуществование в современном мире пользователей и непользователей сродни древнему конфликту отцов и детей. И все бы ничего, но у первых и вторых совершенно разный взгляд на мир, и это вовсе не художественное преувеличение. Дело даже не в эстетических предпочтениях — все серьезнее. Чтобы найти ответы на многие вопросы, житейские и не очень, естественным образом возникающие в сознании, непользователю надо отыскать и перелистать ворох книг и, скорее всего, специально для этого отправиться в библиотеку. Впрочем, очень мало кто уделяет подобному занятию свое время с учетом вечного цейтнота и круговерти, в которых мы находимся. Пользователю же достаточно несколько раз щелкнуть по клавиатуре — и все, что его интересует, с избытком окажется перед глазами.
Те, кто отказывается от интернета, часто утверждают, что им достаточно информации, которую предлагают общедоступные федеральные телеканалы. Но в современном мире ТВ — лишь вершина айсберга в информационном потоке. Рискую вызвать бурю эмоций со стороны непользователей, но все же берусь утверждать: планка нынешнего уровня эрудированности, которую поднял интернет, вне интернета при современной динамике жизни практически недостижима. Не говоря уже об оперативном получении необходимой информации обо всем том, что каждому человеку остро необходимо в повседневности. И плюс еще интерактивность интернета, которая позволяет людям общаться безгранично широко и столько, сколько хочется.
Если смотреть правде в глаза, то нынешнее соотношение пользователей и непользователей интернета больше всего напоминает ситуацию с грамотными и неграмотными в СССР в 1920-1930-х. Перед войной у нас в стране оставалось 13% не умеющих читать и писать, а через три-четыре десятилетия грамотными стали уже поголовно все.