В прошлом году из-за опережающего роста цен на энергоресурсы АПК понес убытки в размере 26 млрд. рублей. Ныне ситуация грозит повториться: цены на ГСМ уже начали весенний рост и, по мнению экспертов, еще до мая поднимутся на 12 - 15 процентов. А у нас по планам годовая инфляция должна составить 8,5 процента (во что, правда, уже никто не верит).
Пострадает не только село. Не за горами дачный и отпускной сезон. К тому же подорожание бензина автоматически приведет к повышению других потребительских цен, поскольку в цене любого товара около 15 процентов составляют транспортные расходы.
Виновник известен заранее: вертикально интегрированные нефтяные компании - хозяева не только нефти, но и бензина. Так уж устроен российский бизнес, что практически все НПЗ входят в состав крупных нефтяных холдингов и производят топливо по так называемой толлинговой схеме, когда владелец нефти платит заводу только за переработку, а готовым бензином распоряжается сам. Естественно, он и устанавливает те цены, которые ему выгодны.
Умерить аппетиты отечественных нефтяных баронов, по мнению А.Гордеева, можно административным способом: "Компании должны получать разрешение в антимонопольных органах на повышение цены выше уровня инфляции". То есть антимонопольная служба должна стать новым Госкомитетом по ценам - пока, правда, только на ГСМ. Но нетрудно предсказать, что вслед за ценами на бензин и солярку многим захочется назначать "правильные" цены на хлеб и колбасу, ботинки, водку и так далее. Но это мы уже проходили, и результат всем известен.
Однако делать-то что-нибудь действительно надо!
Справедливости ради отметим, что цены на бензин растут во всем мире. В Европе, например, они намного выше. Самый дешевый (95-й) бензин продается в Словении, Чехии и Польше соответственно по 0,86, 0,87 и 0,89 евро за литр. Самый дорогой - в Великобритании (1,19 евро), Норвегии (1,24 евро) и Нидерландах (1,26 евро) за тот же литр 95-го. Хотя эти три страны сами добывают и перерабатывают нефть. Высокие цены на бензин объясняются высоким уровнем жизни, при котором для большинства населения такие цены - не проблема.
Но США, как известно, тоже небедная страна, причем завозит больше половины потребляемой нефти. Однако бензин там сегодня стоит лишь около 2 долларов за галлон (0,43 евро за литр). Причем американцы считают цены чересчур высокими и надеются на снижение.
У нас, наоборот, многие управленцы нефтяных компаний считают, что в течение ближайших трех-пяти лет стоимость бензина в России сравняется с уровнем европейских стран, то есть вырастет вдвое-втрое. Учтем, что до сих пор ценовые прогнозы отечественных нефтяников сбывались, несмотря на периодические обещания власти "обуздать" цены на моторное топливо.
Сейчас правительство делает еще одну попытку. Во-первых, в очередной раз повышает экспортную пошлину на сырую нефть - с 1 апреля, продавая за рубеж тонну "черного золота", экспортер должен будет заплатить в казну 102,6 доллара - это примерно треть выручки. Таких высоких экспортных нефтяных налогов еще не было (год назад в бюджет изымался 21 процент экспортной выручки). Считается, что эта мера вынудит нефтяников оставлять больше сырья на переработку в России и тем самым сдержать рост цен на бензин. Аналитики нефтяного рынка, однако, считают, что с падением прибыли компании просто уменьшат инвестиции в нефтеразведку и нефтедобычу. Этот процесс уже начался: по данным Минэкономразвития, в январе 2005 года темпы роста нефтедобычи замедлились, сократились объемы разведочного бурения и ввода в эксплуатацию новых скважин.
Вторая мера, на которую надеется правительство, - поручение премьер-министра Михаила Фрадкова Федеральной антимонопольной службе (ФАС) "принять меры по прекращению необоснованного роста цен на нефтепродукты". Но в прошлом году, когда рост цен на бензин составил более 30 процентов, ФАС пробовала с помощью расследований заставить нефтяные компании если не снизить, то хотя бы не поднимать цены. Увы, не вышло. Антимонопольщики и сегодня пытаются в судебном порядке оштрафовать "ЛУКойл" и "Сибнефть" за "картельный сговор" - по фактам июля и августа 2004 года. Как заявляет руководитель ФАС Игорь Артемьев, эти компании могут быть оштрафованы примерно на 2,5 миллиона долларов. Но нефтяники все отрицают, каким будет решение суда - неизвестно. И для компаний, исчисляющих прибыли миллиардами долларов, наказание в 2,5 миллиона, да еще через год - что слону дробина.
Игорь Артемьев надеется, что положение изменится, если Госдума примет новый закон "О конкуренции", проект которого одобрило правительство. Там предусмотрены штрафные санкции в размере до 2 процентов от оборота компании, а это десятки и даже сотни миллионов долларов. Но это пока перспектива, причем неблизкая.
В Минпромэнерго считают, что проблема "бензиновой инфляции" будет решена, если у нефтяников появится мощный стимул к увеличению и улучшению переработки нефтяного сырья. США, добывая немногим более 300 млн. тонн нефти в год, перерабатывают около 800 млн. тонн (всю свою и много-много привозной). Россия в минувшем 2004 году добыла 460 млн. тонн, но переработала лишь 193,7 млн. тонн (а мощностей имеется на переработку 268 млн. тонн). К тому же в Европе из одной тонны нефти получают 400 литров бензина, в США - 480 литров, а в России - всего 160 литров. То есть наша страна лишь за счет модернизации существующих НПЗ может получить втрое(!) больше бензина, чем сегодня - и тогда предложение превысит спрос. Но для этого нужно менять систему налогообложения - с тем, чтобы стимулировать инвестиции в отрасль. Вместо этого идет чисто фискальное повышение нагрузки, и министр Виктор Христенко уже жалуется, что нынешняя налоговая политика всего за два года привела к снижению рентабельности нефтепереработки втрое...
Есть еще один рычаг воздействия на "королей бензоколонок" - создать серьезного конкурента в лице газовых заправок. Это выгодно: практика Татарстана, Томска, Костромы и других регионов, активно переводящих автотранспорт на газ, подтверждает возможность сократить затраты на закупку топлива в 3 - 4 раза по сравнению с бензином и соляркой. И заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Митин подтверждает: применение природного газа в АПК позволяет сократить затраты на топливо на 30-50 процентов (в год сельхозпредприятия потребляют бензина и солярки примерно на 45 млрд. рублей). Добавлю, что перевод на газ одного автомобиля снижает вредные выбросы в атмосферу на целую тонну.
Но проект федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" впервые был внесен в Госдуму аж в 1998 году - и провалялся там целых семь лет. В нынешнем январе в парламенте появился еще один проект закона об использовании альтернативных видов моторного топлива, где учтены и замечания к прежней редакции закона, и современные экономические реалии.
Тем временем цены на бензин не только "не отжимаются", но даже не падают...