Сегодня уже второй созданный в США частный космический корабль Cygnus («Лебедь») должен отчалить от МКС. Грузовик доставил на станцию 600 кг грузов. А спустя три недели, забрав мусор, частник возьмет курс на Землю и 23 октября сгорит в плотных слоях атмосферы. Если первый экзамен будет сдан, с декабря начнутся регулярные рейсы «Сигнуса» с грузами на Международную станцию. А нашему «Прогрессу» все труднее станет находить себе работу.
Всего по контракту предусмотрено восемь полетов Cygnus («Лебедь»), за которые НАСА заплатит компании Orbital Sciences 1,9 млрд долларов. Ранее на МКС трижды прилетал частный грузовик Dragon («Дракон») компании SpaceX. «Дракону» предстоит 12 рейсов, стоимость контракта с НАСА — 1,6 млрд долларов.
Итак, в сфере космических грузовых полетов нарастает конкуренция. Частные грузовики начинают отбирать заказы у наших «Прогрессов». В отчете РКК «Энергия» говорится прямо: «Основную конкуренцию в области доставки грузов окажут Cygnus и Dragon, разработанные по заказу НАСА. Спрос на грузовые корабли «Прогресс» на международном рынке существенно сократился».
Американские частные компании работают и над созданием пилотируемых кораблей. Скоро начнутся полеты космических туристов по суборбитальной траектории (до 100 км). А где же, спрашивается, Россия? Нам это не интересно? Возможно ли создание частных кораблей в нашей стране? За ответом я обратился к заместителю генерального конструктора РКК «Энергия» имени С. П. Королева Александру Деречину.
— Для начала посмотрим, какие работы ведутся в США и у нас в рамках государственных схем. По заказу НАСА компанией «Локхид» создается многоцелевой пилотируемый корабль Orion для освоения дальнего космоса. Аналогичный корабль нового поколения, который сможет летать на околоземную орбиту и за ее пределы по заказу Роскосмоса создает и «Энергия». Это весьма масштабный проект — и по кооперации предприятий, и по объемам финансов. Теперь о частниках. В США частные грузовые корабли «Дракон» и «Лебедь» доставляют грузы на МКС по заказу НАСА. Подчеркну: агентство заказывает не сами корабли, а только услуги.
Еще в Америке разрабатываются проекты пилотируемых космических аппаратов для миссий на низкие околоземные орбиты. Это корабли CST-100 (компания Boeing), «Дракон» (компания SpaceX , на базе одноименного грузовика) и Dream Chazer (компания SNC). Все перечисленное НАСА тоже не заказывало, но в этих проектах участвует более активно, предъявляя строгие техтребования.
В Америке сегодня ведется серьезная дискуссия, что лучше — заказывать корабли или же услуги, как уже практикуется в грузовых миссиях? Для пилотируемых полетов вроде бы побеждает первый вариант, потому что здесь самое важное — безопасность экипажа. И если НАСА будет приобретать корабль, а не услугу, то коммерческим компаниям придется раскрывать все технические и производственные подробности.
Возможно ли создание частных кораблей в России? Наша космическая промышленность исторически ориентирована на работу по госконтрактам. Пилотируемые и грузовые корабли создает РКК «Энергия» в кооперации со смежными предприятиями. По всей цепочке должна работать проверенная временем система контроля качества. Заказ — государственный, контроль — государственный, но сама «Энергия» как ОАО фактически является частной корпорацией.
Можно ли организовать в России новую частную фирму навроде SpaceX? На мой взгляд, в наших условиях это пока слишком проблематично. В США они создавались специалистами с большим опытом работы в ракетно-космической отрасли при серьезной поддержке со стороны Конгресса и правительства. На государственном уровне были приняты принципиальные решения, позволяющие передавать частникам ноу-хау, документацию, технологии. Выделены ассигнования, компании получили некоторые производственные мощности, средства наземной инфраструктуры, обеспечивающие отработку, испытания, запуски и полеты создаваемых ракетных систем. Это и есть американский размах.
Еще нюанс. В России все космические запуски — государственные. В США Конгресс принял помимо других документов законы, разрешающие коммерческие запуски и минимизирующие госконтроль при их выполнении. Не исключено, что в будущем у российской пилотируемой космонавтики появятся возможности расширения коммерческой деятельности. Но она должна быть обеспечена соответствующей господдержкой.
P. S. К сказанному Александром Деречиным можно добавить, что для развития частной космической деятельности нужны еще и энтузиасты. Между прочим, 42-летний американский миллиардер Элон Маск, основатель и глава SpaceX, вложил в проект личные сотни миллионов долларов. А российские миллиардеры пока преуспели разве что в покупке футбольных клубов и яхт...