Государственное унитарное предприятие "Мосводосток", которое устанавливает предприятиям квоты на сброс промышленно загрязненных вод, нередко позволяет "отправлять в плавание" до 12 - 14 опасных ингредиентов (в том числе фосфаты, тяжелые металлы). Как пояснил корреспонденту "Труда" заместитель руководителя госконтроля Минприроды России Александр РЕЙТЛИНГЕР, река обычно засоряется в два приема. Первая волна идет непосредственно с предприятий. Вторая, что парадоксально, наступает в результате... очистки реки. Речные отходы грузятся на баржи и транспортируются на Курьяновскую станцию аэрации. А там снова через донные люки сбрасываются в воду, после чего их достают и отправляют на сушу. Вот такая странная схема.
В столичном департаменте природопользования говорят, что по сравнению с 2000 годом Москва-река стала чище: в воде значительно уменьшилось содержание железа, фенола, меди, марганца и формальдегидов. Глава департамента Леонид Бочин заявил, что в верхнем течении Москвы-реки, на пляжах Серебряного Бора, в Левобережье даже можно купаться и загорать, не опасаясь за свое здоровье. Это подтверждается эпидемиологами столичного центра санэпидслужбы и экспертизой теплохода "Экопатруль", который второй год следит за состоянием реки.
Но до нормализации экологической обстановки в городе еще далеко. Причем не только на воде, но и на суше. Недавно комиссия Минприроды России провела проверку свыше 100 московских предприятий, "влияющих" на экологический фон столицы. В результате 80 из них оштрафованы в общей сложности на 2 миллиона 75 тысяч рублей, на 43 приостановлена деятельность производственных объектов. Среди главных нарушителей - Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ), металлургический комбинат "Серп и молот", ЗАО МПО "Красный богатырь", ОАО "Московский электроламповый завод", ОАО "Московский шинный завод", ОАО "Царицынский молочный комбинат".
К требованиям комиссии нарушители отнеслись по-разному. Одни, например Московский НПЗ, сразу же взялись исправлять положение. Другие, такие, как "Евро-Цемент", подали на проверяющих встречные иски в суд. А вот за молочный комбинат поручилось правительство Москвы, и он возобновил работу с обещанием быстро выполнить все предписания инспекторов.
- Проверка выявила много вопиющих фактов, - подытожил А. Рейтлингер. - Между тем спрос с нарушителей природоохранного законодательства сегодня невелик. Кодекс РФ "Об административных правонарушениях", принятый год назад Госдумой, по сути, развязал нарушителям руки, а контролирующие органы, наоборот, не получили серьезных рычагов влияния. Суммы штрафов несоизмеримы с экологическим ущербом, который наносится столице. Предприятиям в результате проще заплатить штраф, чем тратиться на строительство тех же очистных сооружений. Но, надеюсь, ситуация скоро изменится. Сейчас разрабатывается новый федеральный законопроект, где, в частности, предусмотрены очень жесткие санкции за нанесение вреда окружающей среде и поощрительные меры тем, кто выполняет экологические требования.