Первый канал показывает детективный сериал «Ищейка». Это адаптация американского формата, но что ж с того? Смотреть премьеру все равно легко и приятно, главным образом благодаря симпатичной героине и ее талантливой исполнительнице Анне Банщиковой. Но она же, героиня, наводит и на размышления: не перекормило ли телевидение зрителей сыщицами? Не слишком ли часто центральными персонажами полицейских фильмов становятся прекрасные дамы?
В пресс-релизе к «Ищейке» Банщикова цитирует Шэрон Стоун: «Мы сами стали теми парнями, за которых в юности хотели выйти замуж». Звучит красиво, но в данном контексте неуместно. Главная героиня нового сериала, подполковник милиции Александра Кушнир, которую прислали в небольшой приморский город руководить уголовным розыском, — вовсе не крутой парень, а обаятельная, остроумная и женственная особа, порой шокирующая подчиненных своей экстравагантностью. Роль эта сыграна колоритно, но все же в самом образе есть некая вторичность. Удивительно ли: уже столько было их на экране — милицейско-полицейских начальниц!
И вот лишь некоторые. Анастасия Каменская (ее сыграла Елена Яковлева), сначала майор, потом подполковник. Мария Швецова (Анна Ковальчук) в «Тайнах следствия» от капитана и юриста первого класса дослужилась до майора и старшего следователя районного следственного комитета. Ирина Зимина (Виктория Тарасова) прошла путь от майора до подполковника и начальника Пятницкого ОВД. Ольга Глухарева (Юлия Меньшова) в сериале «Преступление будет раскрыто» в звании капитана занимается особо важными делами. Но это, разумеется, лишь малая часть списка.
Какие есть общие черты в сериальных полицейских-женщинах и полицейских-мужчинах? И те и другие преданы своему делу и готовы пропадать на службе сутками. Из-за этого у них вечные неурядицы с личной жизнью. Мужья-жены ревнуют к работе, дети годами ждут обещанного похода в зоопарк. Далее. И дамы, и господа-полицейские используют нетрадиционные методы ведения следствия и дознания, во имя торжества справедливости, не брезгуя подлогами, нарушениями УПК и введением начальства в заблуждение. Они ничего и никого не боятся и первыми рвутся на задержание. И леди-начальницы, и джентльмены в дружеских отношениях с подчиненными готовы простить им некоторое головотяпство и наличие вредных привычек, но нетерпимы к предательству и трусости. Они остроумны и за словом в карман не лезут.
Чем же они отличаются? Ну, конечно, тем, что полицейские слабого пола не бьют негодяев по физиономиям, когда те слишком уж зарываются. Они не напиваются в хлам и не страдают по утрам абстинентным синдромом. Их одежда никогда не носит на себе следов бурно проведенной ночи, даже если они сидели в засаде. Они иногда плачут, правда, при посторонних — ни-ни. Они не курят, в ресторанах не заказывают пять высококалорийных блюд. Они гуманнее, верят в то, что преступниками не рождаются, а если становятся, то не обязательно навсегда. Наконец, они никогда не оказываются оборотнями.
А еще дамы в погонах могут позволить себе маленькие женские слабости. Разного плана. Так, Каменской иногда становится плохо при виде совсем уж жуткой крови. А Кушнир из «Ищейки» очень любит сладкое, в особенности шоколад, и ничего не может с этим поделать.
А так, телезрителю-то какая разница — мужчина, женщина? Главное, чтобы сюжет был интересным и актеры — хорошими.
Но повторим вопрос. Насколько масштаб сериальной феминистской волны соответствует реальности? Соответствует. С одной стороны, конечно, на улицах, в метро женщины-полицейские встречаются довольно-таки редко. Но вот в телевизоре их много. И не только в качестве выдуманных героинь, но и вполне реальных сотрудниц МВД и СК. И с каждым днем их в «ящике» становится все больше. Почему?
Как известно, любую негативную новость можно преподнести так, что даже осадочка от нее не останется. Примером тому — подача криминальной хроники в телевизионных новостях и тематических информационных программах. Раньше ведь как сюжеты в них строились? Сначала на экране появлялось место преступления, потом полицейские вели задержанного правонарушителя, а журналист за кадром объяснял, что случилось. Вслед за тем преступник, отводя глаза, что-то бубнил в камеру. Ну, а под конец выступал какой-нибудь милицейский начальник, который, запинаясь и краснея, неумело объяснял смысл происшедшего и его возможные последствия. И как итог — ощущение глухой тоски и безнадеги у зрителя.
Теперь не то. Теперь в финале появляются очаровательные ухоженные дамочки с хорошим макияжем и офицерскими погонами и бойко излагают суть. В результате забывается и растерянное лицо потерпевшего, и гнусная рожа негодяя. В памяти остается лишь милая мордашка «силовички». И жизнь не кажется такой уж мрачной. Я бы назвал это «феноменом Поклонской». Ведь как бы ни демонизировали крымскую прокуроршу либералы, для массового телезрителя она все равно остается «нашей няшей».
Такое ощущение, что теперь даже в самом захолустном райотделе ОВД непременно есть очаровательные представительницы по связям с общественностью. И все, несмотря на молодость, сплошь майорши да полковницы. Вероятно, есть в нынешних учебных заведениях органов внутренних дел специальные отделения, куда набирают только красивых девушек, обучают их манерам и грамотной речи, а по окончании вуза сразу присваивают, как минимум, капитана. Интересно, операм, которые чуть ли не до пенсии ходят в этом же звании, не обидно?