Вартан Кещян 55 лет. 35 лет за рулем такси. По профессии инженер
В Москву Вартан приехал в начале 70-х - учиться. Поступил в институт на вечернее. Женился. Параллельно работал на ЗИЛе. Но когда родилась дочка, понял - ста рублей зарплаты не хватит, чтобы прокормить семью. И устроился в таксопарк. Да так там и остался.
С тех пор Вартан каждый день выезжает из дома, чтобы колесить по Москве и возить людей.
- Если я не выйду один день в город - просто поездить, подобрать кого-то, пообщаться - такой день для меня потерян. Не могу я жить без этого, - говорит Вартан.
За долгую таксистскую жизнь с ним случалось всякое.
Как Вартан от брежневской охраны отстреливался
День открытия Олимпиады-80 запомнился московским таксистам одним - им было совершенно нечего делать. Москва была перекрыта. И таксистам, которые оказались в районе Лужников, ничего не оставалось, как курить и ждать, когда пронесут огонь, проедет начальство и снимут оцепление. Тем же занимался и двадцатисемилетний Вартан, когда к нему подошел седой, весь в орденах ветеран, и попросил: "Сынок, мне срочно в Лужники. У меня приглашение, а в метро мне нельзя - сердце".
- У меня сердце сжалось, - вспоминает Вартан. - У самого отец - ветеран. Я просто не мог отказать.
Поехали. При выезде на Савинскую набережную машину остановил милиционер.
- Куда! Дальше нельзя. Там мотоциклисты с автоматами. Брежнев вот-вот должен проехать!
Вартан решил не сдаваться:
- Дорогой, человек за тебя кровь проливал и очень хочет Олимпиаду посмотреть. Пусти, будь человеком, а?
Доброе советское время: Просьба "быть человеком" подействовала. Милиционер задумался.
- Езжай, шут с тобой. Но если что случится, учти - ты здесь не проезжал и меня не видел!
Выехал Вартан на набережную и видит - черные "Чайки" и эскорт мотоциклистов. Едет Брежнев.
"Желтая "Волга", немедленно примите вправо!" - услышал он голос из мегафона. Отъехал к бордюру, остановился, а в голове - только одно: "Будут стрелять или не будут?" Он зажмурился и приготовился к худшему. Но худшего не последовало. Когда он открыл глаза, то увидел: последние мотоциклисты эскорта проезжают мимо. "Эх, была - не была!" Вартан решился. Он развернул машину и на огромной скорости "вписался" в эскорт. Через пять минут он уже подлетал к Лужникам.
На обратном пути остановил тот же милиционер:
- Ну что? Не застрели-ли?
- Обошлось.
- Ну поезжай. Ты, видно, в рубашке родился.
Происшествие на дороге смерти
30 лет назад МКАД была не такой, как теперь. Это была скромная двухполосная дорога. А еще ее называли "дорогой смерти". Ночью она была слабо освещена, и очутиться на МКАД в темное время суток - это почти точно означало нарваться на приключения. Так и было с Вартаном.
Он работал в ночную смену. Когда выехал на МКАД, моросил дождь. Дорога стала скользкой. Навстречу из тумана вынырнула машина. Они перемигнулись. Так было принято в те далекие годы, когда встреча двух машин на ночной дороге была редкостью. Спустя мгновение Вартан посмотрел в зеркало заднего вида и оторопел: никого не было. "Неужели у меня галлюцинации?" - подумал Вартан и, потрясенный, отъехал к обочине. И только он вышел из машины, как откуда-то, как ему показалось из-под земли, услышал: "Помогите!" Пошел на звук. И видит: перевернутая лежит встреченная им черная "Волга", рядом стоит водитель с разбитым лицом.
Водитель бросился к коллеге:
- Родной, выручай... Там - он махнул рукой в сторону машины, - пассажиры. Три человека.
Подбежали к автомобилю, открыли двери... Салон весь в крови. Но пассажиры - муж, жена и шестилетняя дочка, к счастью, живы. У мужчины сильно порезано лицо, у девочки, похоже, сотрясение мозга. Вартан уже начал придумывать, как бы вызвать "скорую", но водитель черной "Волги" подошел к нему и зашептал:
- Прошу, друг, выручай... Ты их побыстрей и подальше. За меня не беспокойся. У меня рация в машине, я разберусь...
Вартан пригляделся и увидел ведомственные номера. Значит, водитель "бомбил" в рабочее время на казенной машине.
- Ну ты и влип... - только и мог сказать он.
Он пересадил чужих пассажиров и нажал на газ...
- Куда везти? - спросил он еще не отошедших от шока людей. Но оказалось, что везти их некуда. Они приехали в Москву на каникулы, остановились в гостинице, а теперь ехали в аэропорт.
- Вы нас довезите куда-нибудь в город, а там мы уж что-нибудь придумаем, - проговорил отец семейства, но уверенности в его голосе не было.
Вартан мгновенно принял решение:
- Знаете, у меня, конечно, тесновато. Но прошу не возражать, - сказал Вартан и повез пострадавших к себе домой.
На недоуменный вопрос супруги, кто эти люди, он ответил: "Я тебе потом расскажу. А пока - прими как родных. У меня еще смена".
Три дня прожили у него непрошеные гости. А потом уехали - в Хабаровск. Тридцать лет прошло, а они до сих пор поздравляют с праздниками Вартана и его супругу. Одно только удивляет Вартана во всей этой истории. Он дал своему горе-коллеге свой домашний телефон - на всякий случай. А тот не позвонил. Ни разу. "Ну как так можно! - сокрушается он. - Неужели не понятно ему: чужих пассажиров не бывает".
Надежда Холоимова бывший инженер. Стаж таксиста - 25 лет
Надежда Холоимова - обычная москвичка. У нее две дочери и четырехлетний внук. Окончила Ленинградский политехнический институт, работала в конструкторском бюро. Но подлинной ее страстью с юных лет было вождение. И когда двадцать пять лет назад она узнала, что на автобазе есть свободная ставка водителя, то решила - почему бы нет? Теперь она - таксистка в одном из московских "женских" таксопарков. Свою машину зовет "Ласточка". И абсолютно счастлива, несмотря на те опасности, которые поджидают на дороге женщину с мужской профессией. Впрочем, Надежда считает их выдумкой.
Вот так баба!
Эти полчаса были самыми страшными в ее жизни. 90-й год. Лето. На Симферопольском шоссе - ни души. Надежда решила не стоять в воскресных пробках, а выехать с дачи в понедельник, когда дорога свободна. Не успела проехать и четырех километров, как увидела на обочине три иномарки. Она бы не придала этому значения, но машины вдруг снялись с места и поехали в ее сторону. Догнали, перестроились: с ужасом женщина поняла, что ее взяли в кольцо - одна машина спереди, две сбоку. В каждой - двое мужчин. Первой мыслью было: "Все, конец". Второй: "Надо что-то делать". Мысль, что впереди пост ГАИ, придала ей уверенности. "Я вам покажу "женщину за рулем"!" - подумала Надежда. И резко затормозила. Преследователи по инерции проехали вперед. А ей того и было нужно. Включив предельную скорость, она обогнала бандитов и помчалась к посту ГАИ. Выскочила из машины, крикнула гаишнику: "Помогите, грабят!" Гаишник как будто обрадовался: "Это они!" И пояснил: "С начала лета ловим. От этих ребят еще никому не удалось сбежать". Выяснилось, что это известная банда: они берут машину в кольцо, оглушают водителя, а машину отбирают. Объявив по рации перехват, он занялся пострадавшей. "Вот так баба! Настоящий каскадер", - вырвалось у него, когда он узнал, как было дело. Преступников в тот раз так и не поймали. А Надежда окончательно поняла: на дороге ей нечего бояться. Ни днем, ни ночью.
Громила всегда вызывает женское такси
Но год назад она все-таки испугалась. Была ее смена. В два часа ночи поступил заказ: перевезти девушку из Лефортово в Строгино. Приехала. Набрала номер клиента, мол, машина у подъезда. Вдруг за стеклом выросла чья-то темная фигура. Надежда подняла глаза и лишилась дара речи: у боковой двери стоял огромный, двухметровый наголо стриженый детина в черном пальто.
- Это вы везете в Строгино? - спросил он голосом, как из бочки.
- Я, - нерешительно ответила Надежда, хватаясь за рычаг переключения скоростей.
- Да вы не бойтесь, - детина улыбнулся. - Это моя жена вызвала машину.
По дороге разговорились. Несмотря на угрожающую внешность, Алексей (так звали пассажира) оказался ученым-физиком. Они с женой постоянно живут в Канаде, а в Россию приехали на Новый год - к родителям. Когда пассажир выходил из машины, Надежда задала вопрос, который всю дорогу не давал ей покоя:
- А почему ваша жена вызвала именно женское такси?
Он замялся:
- Видите ли... Она меня очень любит и боится.
- За вас?! - Надежда оглядела богатыря-пассажира с ног до головы...
- Не в этом смысле... Я человек вспыльчивый. Чуть что не по мне - выхожу из себя. А мужики у нас в России, как садятся за руль, так - сами понимаете... Вот жена и боится: нарвусь на хама, дам ему в зубы... Сяду в тюрьму. А ей потом передачи носить. Вот мы и решили, что с женщинами - безопаснее.
- А если женщина нагрубит? Драться будете? - подколола Надя клиента.
- Нет, что вы. Я же человек воспитанный. У меня только внешность обманчивая, - ответил чудак-богатырь и пошел к подъезду.
Всеволод Власов писатель. Стаж таксиста - 6 лет
Сева "бомбит" с 18 лет. Тогда на день рождения родители преподнесли ему подарок - отдали свой старый автомобиль. Очень скоро Сева понял, что машина - это вовсе не роскошь, а средство заработать себе на поездки и другие развлечения. И когда ему приходила фантазия проехаться с друзьями в Питер или сделать подарок своей девушке - он садился за баранку.
Гадом буду - все отдам
Однажды вечером он очутился в Химках. Проезжая по одной из плохо освещенных улиц, Сева заметил парня. Одной рукой тот обнимал фонарь, а другой - махал в воздухе. Видимо, это означало, что он голосует. Час был поздний, погода - нелетная, и Севе стало жалко беднягу. Он подъехал и открыл дверь. Парень заполз в салон. С большим трудом в его невнятном бормотании Сева уловил адрес. Парень хотел, чтобы его отвезли в Печатники. Дорога предстояла долгая. И, как потом выяснилось, нелегкая. Через минуту пассажир уже храпел на переднем сиденье. Сева аккуратно пристегнул его и поехал неторопливо - мало ли что. По дороге Севе пришлось повозиться. Спящий пассажир то и дело заваливался на хрупкого водителя, и тогда машину сильно вело в сторону. Хорошо, что дорога была свободна. Потому, когда Сева подкатил к нужному подъезду, одной рукой крутя баранку, другой - придерживая ездока, он вздохнул с облегчением. Но не тут-то было.
- Эй, друг, проснись! Приехали! - закричал Сева почти в самое ухо спящего.
Никакой реакции.
- Печатники! Вставай! - Сева изо всех сил толкнул горе-пассажира в бок.
Тот зашевелился.
- Гадом буду, все отдам, - сказал он кому-то. Но не Севе. Потому что так и не проснулся.
- Отдашь, отдашь... Сейчас все отдашь, - Сева говорил больше сам с собой. Была уже глубокая ночь, и ему не улыбалось провести ее в Печатниках возле подъезда.
Он схватил спящего за плечи и затряс так, что щеки у того мелко задрожали. Наконец пассажир открыл глаза.
- Чо? Приехали уже, да? - спросил он хрипло.
- Да. Расплачивайся и выходи, - сурово ответил Сева.
- Расплачиваться, значит.
- Конечно.
- Деньгами, значит, - пьяный судорожно рылся в карманах.
- А чем же еще?
Лицо пассажира внезапно стало жалостным. Из глаз потекли пьяные слезы.
- А денег-то и нет... Тю-тю денег... Я ведь тебя, парень достал уже, да? Но я тебя уважаю, - он склонился к Севе, дыша перегаром.
- И я тебя уважаю, - зло ответил Сева, понимая, что денег ему не видать.
- А раз мы друг друга уважаем - я расплачусь. Натурой.
Сева поперхнулся:
- Как-как?!
- Не, это не то, что ты думаешь.
Он полез в рюкзак и вынул оттуда коробку.
- Вот. У меня есть кроссовки. Новые. Возьми, че смотришь?
Сева, конечно, мог бы отказаться. Но уж очень он был зол. Поэтому презент взял не глядя.
Выходя, наконец, из машины, пассажир торжественно провозгласил:
- И я хочу, чтобы вы все знали: Миха, он и пьяный - все равно пацан!
Не дожидаясь продолжения, Сева развернулся и поехал восвояси. Дома он открыл коробку. Там действительно были кроссовки. Только на два размера больше, чем нужно. Но что поделаешь. Зато их можно носить на даче. Вместо шлепанцев.