- Господин министр, практически во всех российских средствах массовой информации появилось сообщение о задержании в Баку семи ваххабитов. Не могли бы вы немного подробнее рассказать об этой операции?
- Оперативные детали, к сожалению, я раскрыть не смогу. Что же касается самой операции, то она проходила в уже отработанных рамках. С подписанием несколько лет назад Договора о правовой помощи между Азербайджаном и Россией тесное взаимодействие правоохранительных органов двух стран по многим вопросам, включая сотрудничество по выявлению и задержанию лиц, преследуемых законом, стало повседневной практикой. Только за период с 1996 по 1999 год благодаря помощи и при непосредственном участии наших коллег были задержаны и возвращены в Азербайджан из стран Содружества 1636, в том числе из России - 1313 человек, находившихся в розыске. Естественно, что в ответ на соответствующие запросы аналогичные меры принимаем и мы. Так было и на этот раз. Семеро граждан РФ, разыскиваемых по обвинению в участии в незаконных вооруженных формированиях, были задержаны в Баку в результате специальной операции, проведенной совместно с сотрудниками МВД России.
- Вместе с тем СМИ сообщают о том, что в Баку по-прежнему лечатся раненые чеченские боевики. Если это на самом деле так, то как соотнести проведенные вами операции с подобным фактом?
- Спасибо, что спросили об этом. Я уже давно хочу внести ясность в этот вопрос. С некоторых пор в российской прессе, да и отдельными официальными лицами муссируется тезис о том, что в Азербайджане проходят лечение чеченские боевики. Он, видимо, основывается на том, что в последние годы в Баку действительно приезжают люди с Северного Кавказа, нуждающиеся в медицинской помощи. Есть среди них и чеченцы. Однако зачислять кого-либо в разряд боевиков только по национальному признаку - значит грубо попирать все правовые, демократические нормы. Другое дело, когда речь идет о лицах, совершивших преступления и преследуемых законом. В этих случаях - также независимо от национальной или религиозной принадлежности - меры принимаются в четком соответствии с правовыми нормами и межгосударственными соглашениями.
- А как вы прокомментируете размещенное недавно в Интернете обращение Басаева к президенту Гейдару Алиеву, в котором содержатся претензии в адрес Азербайджана по поводу выдачи России задержанных в Баку, как говорится в письме, "наших братьев из Дагестана и Чечни"?
- На мой взгляд, я достаточно четко разъяснил нашу позицию по данному вопросу. Что же касается различных инсинуаций, появляющихся в последнее время в этой связи, то их провокационный характер столь очевиден, что какие-либо комментарии просто излишни. Кстати говоря, эту позицию разделяют и наши российские коллеги.
- Не так давно сотрудниками МВД и прокуратуры республики разоблачена крупная преступная группировка в составе 68 человек, действовавшая на территории Азербайджана с 1990 года. Двое из этой группы несколько лет назад были осуждены за попытку покушения на президентов Гейдара Алиева и Леонида Кучму в июле 1995 года, но тогда об их причастности к другим преступлениям ничего не говорилось. А когда это стало известно?
- Нынешней весной трое из предполагаемых убийц были арестованы. В своих показаниях они подтвердили, что по заданию братьев Джавадовых 29 сентября 1994 года в подъезде своего дома, прямо перед лифтом, были расстреляны в упор из автомата с глушителем сначала вице-спикер Милли Меджлиса А.Джалилов, а затем вошедший следом его водитель М. Агакишиев. 10 мая 2000 года непосредственный участник преступления Султан Салимов предъявил следователям спрятанный в тайнике автомат, которым были совершены убийства. Сейчас Салимов и другие обвиняемые уже дают в суде признательные показания, более полно раскрывающие масштабы и подлинные цели преступной деятельности братьев Джавадовых, использовавших находящихся на государственной службе бойцов ОПОНа в собственных криминальных целях. В ходе следствия, а затем и судебного разбирательства установлено, что возглавляемая братьями группа, начинавшаяся как обыкновенное уголовное формирование, за период с 1992 по 1995 год совершила еще пять убийств - исключительно из корыстных или личных побуждений. Осуществление же их руками серии политических убийств, включая физическое уничтожение главы государства, проведение террористических актов должно было, по замыслу организаторов, дестабилизировать обстановку и обеспечить им захват власти в стране. Как известно, планам их не суждено было осуществиться, а виновным - избежать наказания.
- Можно ли сказать, что именно борьба с терроризмом - та сфера, где происходит максимальное объединение усилий правоохранительных органов стран СНГ?
- Безусловно. Слишком серьезная эта проблема, чтобы можно было одолеть ее в одиночку. Терроризм - это всегда преступление, направленное против человечества, а потому требующее сложения и координации всех сил как в рамках СНГ, так и на более широком уровне. Эта проблема неоднократно обсуждалась на регулярно проводимых заседаниях Совета министров внутренних дел стран СНГ. Более того, на последнем заседании глав государств Содружества, проходившем в июне нынешнего года в Москве, был принят ряд очень важных документов. В их числе я бы хотел особо выделить Межгосударственные программы по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений, а также по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, рассчитанные на период до 2003 года.