Этим и занимаются промышленные дизайнеры. Ежегодно в России выпускаются 50-100 промышленных дизайнеров. Их обучают, например, в Московском государственном техническом университете "МАМИ" (специальность "автомобильный дизайн"), в Белорусской академии искусств и в московской Британской высшей школе дизайна.
Меньше половины выпуск-ников этих вузов работают по специальности, некоторые уезжают за границу. Тем, кто все же трудится в этой сфере, около 30 лет. Кто постарше, не владеют современными технологиями, а совсем молодые только подтягиваются.
Промдизайнеры являются не только художниками, но одновременно инженерами и технологами. Для каждого проекта им приходится изучать характеристики используемых материалов и особенности производственного процесса. Многие из них владеют навыками моделирования, поскольку готовый проект заказчик получает в виде трехмерной компьютерной модели.
Дизайнеры часто недолюбливают маркетологов, потому что последние пытаются просчитать будущий успех, а дизайнеры уверены, что правильные вещи можно создать только интуитивным путем.
Александр Матвеев, 38 лет, Piazza Rossa, канцпринадлежности Erich Krause:
- Я горжусь коллекцией Techno - это лотки и подставки для бумаг, стаканы для ручек и другие простые предметы. Они гармонично смотрятся и в мегаофисе, и в заводской бухгалтерии, заваленной бумагами. С таким расчетом они и создавались. Я на это и ориентировался. К примеру, лотки для бумаг, когда ставишь их друг на друга, теперь можно разворачивать на четыре стороны, а не на одну или две, как раньше.
Святослав Саакян, 31 год, дизайн-студия slava'saakyan, пластиковое ведро Lira (он на нем сидит):
- Когда к нам пришли с заказом на пластиковое ведро, мы сначала не знали, как к нему подступиться. Казалось бы, что можно придумать нового для обычного ведра? Придумали широкий кант, чтобы было удобнее брать ведро не за ручку, а за край. Добавили срез внизу спереди, чтобы легче было его опустошать. Сделали широкую ручку, которая не режет руки. Всего работали над ведром два месяца.
Сергей Дресвянников, 32 года, "Смирнов Дизайн", канистра для антифриза Nord:
- У заказчика уже была готовая этикетка. Нужно было, чтобы форма канистры с ней сочеталась. Первые наброски я делал карандашом и на компьютере. Потом изготовил из пластилина макет в натуральную величину. Сделал канистру рельефной, это удобно для ее транспортировки и складирования. Засечки нужны канистре для того, чтобы она не выскальзывала из ваших рук.
Максим Кондратьев, 31 год, DesignWorks, очиститель воздуха Tree:
- Мы придумывали не только дизайн, но и компоновку прибора. Кое-что подсмотрели у конкурентов. Например, позаимствовали идею стыковки двух модульных приборов в один двойной. Еще заказчик попросил, чтобы картриджи можно было менять одной рукой, поскольку у главы фирмы одна рука. Нельзя говорить, что промдизайнер больше художник или больше инженер - он и тот, и другой.
Алексей Шаршаков, 32 года, "Студия Артемия Лебедева", бутылка для водки "Особое мнение":
- Нашей задачей было придумать дизайн серии водочных бутылок премиального класса. Название водки тоже родилось в нашей студии. Сделали ряд пенопластовых моделей. Первые макеты бутылки были угловатые, ее неудобно было держать. Поднадули поверхность, увеличили радиус. В итоговом варианте есть обращение к московской архитектуре.
Максим Назаров, 34 года, NazarovDesign, авторские часы:
- Авторских часов до сих пор в России никто не делал. Я увлекся ими девять лет назад, за полгода побывал на пяти часовых заводах. В 1999 году я сделал свой первый часовой проект - "Максилениум". Семь лет сотрудничал с заводом "Полет", а сейчас у меня небольшое ателье в Угличе. Я выступаю одновременно и в роли заказчика, и в роли дизайнера. Изучаю технологию производства.