Эта странная и опасная иллюзия (весьма, кстати, далекая от принципов рыночной экономики, декларируемой в стране) привела к накоплению колоссальных, во многие миллиарды рублей, долгов потребителей за уже полученный ими газ.
"Труд" постоянно обращается к этой теме. Но, думаю, не грех еще раз напомнить об истинном положении вещей нашим читателям, которые подчас в своих письмах спрашивают: почему медленно идет в России газификация "глубинки", сельских районов?
Как не раз отмечали глава Газпрома Рем Вяхирев и руководитель "Межрегионгаза" Валентин Никишин, долги потребителей достигли столь огромных размеров, что вполне можно считать: в течение года Россия пользовалась газом в кредит. И среди главных неплательщиков по-прежнему - организации, финансируемые из бюджетов всех уровней. Они ежегодно потребляют свыше 61 миллиарда кубометров природного газа на сумму около 20 миллиардов рублей. При этом общая задолженность перед "Межрегионгазом" к концу минувшего года достигла 25 миллиардов рублей, из них почти две трети - долги организаций, финансируемых за счет средств областных и местных бюджетов.
А каждый рубль неплатежей газовикам вызывает 5-6 рублей неплатежей по всей цепочке хозяйственных связей. Все это не укладывается в логику нормальной, здоровой рыночной экономики, ведет к нелепой ситуации: газовикам не платят за их товар, а они поэтому не могут в полном объеме рассчитаться по налогам с государством.
Между прочим, многие областные и местные бюджеты даже не имеют отдельной защищенной статьи расходов по оплате за газ. На прошлый, 1999 год только в 23 региональных бюджетах были отдельной строкой выделены расходы на топливно-энергетические ресурсы, в том числе на газ. А что же остальные?
Стоит ли после этого удивляться, если "дешевый" газ вдруг оказывается в дефиците? Уже теперь ясно, что в нынешнем, 2000 году его поставки будут сокращены примерно на пять процентов. И дело тут вовсе не в желании газовиков "насолить" злостным неплательщикам. Просто наступила пора трезво оценить реальное положение дел на топливно-энергетическом рынке, признать тот непреложный факт, что газ - товар дорогой, а отнюдь не "дармовой".
Тяжелый финансовый и экономический кризисы, хронические неплатежи привели к тому, что сегодня 85 процентов объема газа добывается в России на месторождениях истощающихся. В стадии так называемой падающей добычи находится уже большинство крупных месторождений, в том числе знаменитое Уренгойское. А на разработку новых не хватает средств. Почему? Да все по той же причине. Отдавая в госбюджет львиную долю получаемых от потребителей "живых" денег, в том числе и от экспорта газа, Газпром не имеет возможности в необходимых объемах инвестировать освоение новых месторождений, работать на перспективу, что крайне необходимо, ибо геологоразведка, бурение скважин, обустройство промыслов - процесс длительный. Упусти время - потеряешь объемы "голубого топлива" для развития экономики на годы, а то и десятилетия вперед.
Незадолго до нового года член правления Газпрома, генеральный директор "Межрегионгаза" Валентин Никишин пояснял журналистам, почему затягивается освоение перспективного Заполярного месторождения на Ямале. Его должны были ввести к концу 1999 года, но не хватило средств. В обустройство Заполярного удалось вложить меньше половины от запланированной суммы. И вряд ли до конца нынешнего года здесь можно ожидать первые тысячи кубометров газа.
- Мы пожинаем плоды бессистемной газификации, - говорил руководитель "Межрегионгаза". - Массовый перевод в последние годы на "голубое топливо" электростанций и крупных промышленных предприятий - ошибочное, непродуманное решение. В энергетическом балансе страны произошел совершенно неоправданный перекос. Доля природного газа уже приближается к 60 процентам, хотя мировая практика убедительно доказывает: этот показатель не должен превышать 30 процентов. К примеру, во Франции он равен 13 процентам, в Германии - 21, в Канаде - 30. Мы же, продолжая столь рискованную "игру" с газом, можем оказаться на пороге энергетической катастрофы.
Пора охладить "пылкую любовь" энергетиков и других потребителей к "голубому топливу". Разве не нонсенс, что газ, с такими усилиями и лишениями добываемый на "северах", в отдаленных, труднодоступных регионах, стоит дешевле других традиционных энергоносителей?
Решить проблему дефицита газа за счет безоглядного наращивания его добычи сегодня нереально. Таково мнение специалистов. А что реально? Строго регулировать подачу газа, перестать его транжирить. Надо полнее использовать возможности подземных хранилищ, куда летом закачиваются достаточно большие объемы газа. И, повторим, следует умерить газовый аппетит энергетиков. В большинстве развитых стран подача газа регулируется за счет перевода электростанций на мазут и уголь. А наш А. Чубайс и его команда упрямо продолжают делать ставку на "голубое топливо".
Газпром активно выступает против монополизации своей продукции на топливном рынке России, за равномерное и пропорциональное использование разных видов топлива, особенно угля, запасов которого хватит нам еще на сотни лет.
Нет, упрямо твердят любители "дешевого" газа со всех концов необъятной России, мы хотим по-прежнему "газовать". И, добавим от себя, не платить.