
С некоторых пор наши основные телеканалы сильно полюбили показывать телесериалы, посвященные опасной работе наших доблестных следователей, оперов, раскрывающих убийства, грабежи, различного рода махинации. Особенно этим выделяется НТВ, но и другие не сильно от него отстают.
Неслучайно в советские времена представители правопорядка выглядели в отечественном кинематографе честными и принципиальными героями. И зрители наделяли этими качествами всех без исключения стражей закона, будучи уверенными, что милиция их бережет — в точном соответствии с утверждением поэта Маяковского. Достаточно посмотреть «Следствие вели» с Леонидом Каневским.
Сегодня этот документальный сериал выглядит удивительным анахронизмом еще и потому, что он категорически не уживается с той действительностью, какая проскакивает на экран в информационных программах. Ежедневно ТВ нам рассказывает про все новые, новые и новые схемы мошенничества. То там какие-то негодяи пенсионера обманули, выманив у того квартиру, то «опытные юрис-ты» обещали добиться прибавки к пенсии, а в результате облегчили ветерану кошелек на полмиллиона и исчезли. Мы видим жуликов в лицо и слышим гневные тирады корреспондентов. Ну а дальше-то что? Где продолжение репортажей о том, какое наказание понесли преступники, какие меры приняты, чтобы укоротить загребущие руку?
А продолжения нет — в отличие от сериалов. Похоже, нынче полиции просто неинтересно защищать обычных граждан от армии мошенников. Заведенные уголовные дела часто ничем не заканчиваются, так и остаются «висяками», ведь что взять с этих стариков, все еще верящих звонкам «из банков»? К тому же ощущается большой дефицит по-настоящему грамотных следователей. Только так можно объяснить тот факт, что если у вас возникли проблемы с утечкой денежных средств с застрахованных счетов в банках и вы обратились с заявлением в Таганское отделение полиции, то можете потом звонить туда и неделю, и месяц — ни один из телефонов не ответит. А если вам все-таки отчаянно повезет и вы встретитесь с назначенным следователем по вашему делу, то он «утешит»: «Вас таких — тысячи потерпевших, поэтому ждите!» На вопрос: «Сколько?» — в ответ кривая усмешка: ну, может, лет 15...
Повезло тем, у кого есть родственники в следственных органах. Так, недавно прошли обыски в одной из юридических фирм Москвы. Ее сотрудников заподозрили в обмане граждан, обращающихся к ним за защитой от мошенников и плативших за это немалые деньги. Для начала эти «юристы» имитировали бурную деятельность, после чего сообщали заказчику, что следы преступников не найдены. А деньги, конечно, не возвращались. И так бы продолжалось еще долго, если бы зарвавшиеся проходимцы не нахамили тихой старушке, сын которой служил в ФСБ. Теперь на крутую компанию заведено уголовное дело...
Но не всем же так повезло с детьми! Тех, у кого дочь, зять, внук (нужное подчеркнуть) не работает в прокуратуре, Следственном комитете, суде (нужное подчеркнуть), гораздо больше. Таких людей сегодня принято называть лузерами, неудачниками. Дело тут не в возрасте или социальном положении простаков, поскольку они принадлежат к тому поколению, которому прививали ставить на первое место человеческое достоинство и доверие к ближним. А это теперь никак не уживается с психологией потребительского общества, объявившего совесть рудиментом прошлого.
По моим ощущениям, современная полиция прекрасно может охранять от посягательств мошенников саму себя и довольно узкий круг «приближенных» лиц. Следственный комитет умеет очень быстро и качественно расследовать дела, вызвавшие общественный резонанс и неудовольствие высокого начальства. Современные суда на «ура» справляются с вынесением приговоров «нежелательным».
А остальным-то что делать? Наверное, продолжать смотреть телесериалы, в которых суровые, но обаятельные опера, глядишь, назло оборотням в погонах защитят обиженных, разгромят преступную группировку, а попутно еще и добьются большого личного счастья. Красота! Но очень далеко от жизни.