Вопреки стереотипам, фильмы «зеленого» документального кино не только об экологии, зверушках или таянии ледников. Они еще о любви к жизни, о самой жизни и о теории малых дел, которые помогают изменить мир к лучшему. Самые яркие киноленты будут представлены на Международном фестивале документального кино ECOCUP, который открывается в Москве в конце февраля.
«Мы стараемся привозить фильмы о решениях и о людях, которые что-то делают, просто показать зверушку или лед недостаточно, — рассказала «Труду» программный директор «Экочашки» Анастасия Лаукканен. — Тем более всегда есть проекты, активисты, движения, исследования, о которых снимают фильмы. Один из моих любимых, например, — это рассказ о школьном учителе из маленького городка в Швейцарии, который построил автомобиль на солнечных батареях и объехал весь мир. Поставив себя на их место, мы осознаем, что тоже можем сделать многое».
Например, в центре киноленты «Слишком много времени» история канадской семьи, которая решилась на эксперимент — уехать подальше от города, суеты, кафе, машин и культурной жизни. Муж, жена и трое детей поселились в канадской глуши, и у них оказалось много «лишних часов» для общения. Это время, как оказалось, некуда тратить. Поначалу даже сложно предположить, что им удастся наладить жизнь. Но потом они открывают себя и мир заново, учатся слушать и слышать друг друга. Кстати, лента вполне заслуженно уже получила множество наград на международных фестивалях.
Как отмечает Анастасия Лаукканен, среди претендентов на участие в конкурсе это был не единственный семейный фильм. «Похожие истории нам прислали из двух стран, — объяснила Анастасия. — Был еще итальянский фильм, рассказывающий о маме, которая увидела рисунки дочери-первоклашки. Ее поразило, что на них у курицы было шесть ног. Оказалось, что девочка никогда не видела живую птицу, а в магазине куриные ножки продаются в упаковке по шесть штук. Женщина срочно ушла с работы, сдала дом и уехала в итальянскую глубинку».
Получается, что многие темы витают в воздухе. Как, например, проблема переработки жвачки. Фильм на эту тему снял канадский режиссер Эндрю Нискер, организовавший, по сути, первое серьезное расследование. «Мы даже не можем найти эксперта, прокомментировать этот фильм, потому что темой жвачки, несмотря на ее потрясающую масштабность, никто особенно не занимается. Поэтому фильм так интересно смотреть. Или, например, есть французская лента 2013 года «Песочные войны», — приводит пример программный директор «Экочашки». — Он о том, сколько песка мы используем при строительстве по всему миру, и о том, что все восстанавливаемые ресурсы этого материала уже закончились. Множество песка на рынке сейчас добывают незаконно, его выкапывают из-под островов в Индонезии, например. И уже серьезно говорят про песочные войны, мафию. Фильм смотришь открыв рот. Про песок мы вообще не думаем: есть он и есть. Но после этого исследования больше никто на эту тему не снимал».
В этом году на фестивале, который проходит уже седьмой раз, покажут 14 полнометражных фильмов и две короткометражные программы из 19 стран мира. В столицу приедут режиссеры и экоактивисты из США, Италии, Финляндии, Филиппин, Германии и Сербии. «Зеленые» режиссеры — это вообще отдельная тема. «Меня всегда поражало, как они отдаются теме на год, два или даже десять, — говорит Анастасия Лаукканен. — Режиссеры выясняют все, что возможно, про альтернативные источники энергии, борьбу с браконьерством или концепцию «Ноль отходов». Их фильмы — это потрясающий источник информации о том, что происходит, где, как. Часто они вдохновенные фанаты — это слово я использую абсолютно безо всякого негатива, — которые верят, что их фильм может что-то изменить. И, бывает, так и случается».
Например, один из фильмов прошлых лет «Вирунга», сделанный британскими кинематографистами, рассказывал о старейшем в Африке национальном парке с таким же названием. Эта проблемная лента была даже номинирована на «Оскар-2015» в номинации «Лучший документальный фильм». Престижную премию киноакадемии лента не получила, зато после ее выхода в заповеднике запретили искать и добывать нефть.