Главная Культура 00:06 20 Февраля 2015 2710
Мария Кожевникова: «Не щадя живота своего...»

Накануне премьеры кинодрамы «Батальонъ» актриса рассказала корреспонденту «Труда» о том, на что пошла ради этой роли

Елена Ищенко

20 февраля в прокат выходит военная кинодрама Дмитрия Месхиева «Батальонъ». Основанная на реальных событиях времен Первой мировой, она рассказывает о русских женщинах, которые в смертельно опасный для Отечества момент пошли воевать. Одну из главных ролей — ставшую солдаткой графиню Татищеву — сыграла Мария Кожевникова. Накануне премьеры актриса рассказала корреспонденту «Труда» о том, на что пошла ради этой роли, почему оставила сделавший ее популярной телесериал «Универ» и чем занимается в стенах Госдумы.

— Ваша роль непростая физически и морально, а вы снимались в ней беременной. Как решились на такое?

— Этот фильм занял целый отрезок моей жизни. Меня привлекли к работе еще за год до начала съемок, когда все было в ином варианте: другие режиссер с продюсером, другой сценарий... В итоге продюсером картины стал Игорь Угольников. И даже так сложилось, что мне удалось поучаствовать в работе над сценарием. Помню нашу с Игорем переписку. Я сова, меня мудрые мысли к ночи посещают, а Игорь — жаворонок. Так мы и общались: мне ночью думалось и писалось, а он с утра читал и отвечал. Жизнь внесла коррективы, из-за беременности я сыграла другую роль. Но что ни делается — к лучшему. И фильм только выиграл в связи с моим интересным положением: в нем появилась тема новой жизни, а до этого присутствовала только жертвенная смерть. Впрочем, не буду раскрывать все детали. Когда посмотрите, сразу поймете, какую лепту в эту историю внес мой Ванечка.

— Трудно дались эти съемки?

— Эмоционально я была на таком подъеме, что начинала ощущать усталость только после окончания съемочного дня. Но физически это было непросто: нагрузки, близкие к армейским, а если пощечина — то с размаху, по-настоящему. Но мы все очень болели за результат. Очень благодарна Игорю Угольникову, который нашел возможность сделать перерыв в съемках на два месяца, чтобы я родила. Ване было чуть меньше трех недель, когда я вернулась к съемкам.

Для меня важна тема. Мне дедушка много рассказывал о Великой Отечественной, но о той войне, отдаленной от нас на столетие, мы совсем мало знаем. Думаю, настало время отдать долги тем, кто тогда воевал не щадя живота своего, кто погиб, совсем не думая о том, как потом эту войну будут интерпретировать в учебниках истории. И в том числе этим невероятным женщинам, чей подвиг был, прямо скажем, недооценен потомками. Между прочим, Игорь Угольников сумел кинохронику раздобыть, где запечатлен женский батальон. Очень хочется, чтобы такое погружение на столетнюю глубину сегодняшнему зрителю помогло осознать, кто мы, откуда, какими корнями связаны с прошлым.

— Ради съемок вам пришлось отрезать волосы. Не жалко было?

— Да ради такого кино можно пойти и не на такую малость! Тем более когда перед глазами стоят страшные испытания, какие пришлось пережить нашим героиням. Кстати, у меня в этой сцене был всего один дубль, так что когда будете смотреть фильм, знайте: в кадре меня бреют по-настоящему.

— Режиссер Дмитрий Месхиев говорил, что «Батальонъ» — это посвящение всем русским женщинам. Можете с ним согласиться?

— Да, одним из предложенных вариантов названия было именно такое: «Русским женщинам посвящается». Это ведь были первые в истории страны женщины, столь организованно взявшиеся за оружие и вставшие на защиту Отечества. И в какую пору! Армия деморализована, солдаты отказываются воевать, братаются с немцами, большевистские агитаторы словом бьют в спину, страну трясет от распрей и предательства... Те женщины на фронте будто напоминали всем, кто потерял ориентиры, что такое честь, присяга, вера. И оставались при этом женщинами — со своими мечтами и надеждами. И хоть их подвиг не смог изменить ход истории, он остается примером служения Родине.

— А современная русская женщина — какая она?

— Можно много слов наговорить на эту тему, и все они будут заслуженными. Но я бы выделила одну характерную черту. Русская женщина ухитряется даже в непростые времена все успевать: воспитывать детей, работать, быть хорошей хозяйкой и женой и при этом потрясающе выглядеть. Этот талант всем в мире бросается в глаза. Времена меняются, но одно неизменно: русская женщина вынесет все на своих плечах.

— Вы, несмотря на молодость, тоже многое успели в своей жизни: фильмы, дети, дом, теперь еще и работа в Госдуме. Зачем вам политическая карьера?

— Сейчас я почти не снимаюсь в кино, «Батальонъ» — это скорее исключение. Работа в Думе затягивает. Мне приходят десятки обращений, во многих — отчаяние, крик о помощи. От этого невозможно отмахнуться. Если есть хоть какой-то шанс помочь, я обязательно его использую. Вообще депутатство — дело ответственное, требующее много сил и времени. Так что разбрасываться нет возможности — приходится сниматься, только когда что-то меня захватит по-настоящему. И только летом, когда Госдума уходит на каникулы.

— А как вы расстались с «Универом»?

— Этому сериалу я отдала 3,5 года своей жизни. И, признаться, устала играть одну и ту же роль по 12-15 часов в день, с одним выходным в неделю. Это легкое кино для зрителя, но для актера — тяжкий труд. Были случаи, когда ребят со съемочной площадки увозили на скорой. Хорошие гонорары, отличная команда, высокий рейтинг... Но я перестала вкладываться в свою роль, расти. И ушла, категорически не желая возвращаться. После «Универа» предложения о работе сыпались, но все они были на одну колодку. Ты так вживаешься в роль, что тебя начинают воспринимать только в этом амплуа... Так что, повторю, я очень благодарна Игорю Угольникову за то, что он поверил в меня и доверил роль в «Батальоне».

— Что вы считаете своей главной заслугой на посту депутата?

— Особо громких подвигов не назову, но у меня много законопроектов, которые должны сделать жизнь россиян удобнее, лучше. Вот недавно получила письмо с благодарностью от семьи. Они мне как-то прислали обращение с вопиющим фактом: многодетная семья, которая три года собирала деньги на отпуск, так никуда и не поехала. Из-за какой-то ерунды — не оплаченного главой семейства штрафа в 200 рублей, о котором он просто не знал. Начала разбираться в проблеме. Оказалось, людей, попавших в подобную нелепую ситуацию, очень много. В результате мне удалось внести изменения в федеральный закон, и теперь ограничение на выезд за рубеж касается только тех граждан, у кого долг по исполнительному документу превышает 10 тысяч рублей.

А сейчас работаю над проблемой, связанной с пальмовым маслом. Добиваюсь законодательного ограничения его содержания в продуктах и введения стандартов на его качество. В России в продуктах, в том числе и детских, используется пальмовое масло, которое во всем мире считается техническим. То, что в Европе не годится даже для производства дизельного топлива, мы едим! А потом удивляемся, что все больше детей страдают аллергическими заболеваниями, распространена детская онкология... Кстати, при работе над этой проблемой пришлось столкнуться с серьезным противостоянием. И все потому, что производители не хотят платить лишние 10 центов за очистку килограмма пальмового масла...

— Вы, судя по всему, чувствительный человек, а занятие политикой требует определенного цинизма. Вы чувствуете в себе эту борьбу противоположностей?

— Согласна, уровень цинизма у чиновников высок — я вижу это по обращениям, по тому, как людей гоняют по бюрократическому кругу. Но, знаете, сталкиваться с циниками и быть циником — не одно и то же. Напротив, у меня подобные ситуации вызывают обратную реакцию: чем больше черствости, алчности и цинизма я встречаю, тем сильнее желание со всем этим побороться.

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6128
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4691
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....