Сегодня в Керчи на площади прощаются с жертвами нападения. Президент России Владимир Путин выразил глубокие соболезнования родным и близким погибших. Глава государства поручил Минздраву, МЧС и другим службам принять меры для оказания помощи пострадавшим. Федеральной службе безопасности и следственным органам предложено незамедлительно установить причины произошедшего.
Так что же все-таки произошло в этом крымском городе? Ответ на вопрос, терзающий сегодня всю Россию, еще предстоит получить. Как следует из сообщений официальной прессы и правоохранительных органов (само училище было немедленно оцеплено войсковыми подразделениями и спецслужбами, а в Керчи объявлено чрезвычайное положение, допуск посторонних к месту трагедии запрещен), в среду, 17 октября, один из учеников колледжа, 18-летний Владислав Росляков, вооружившись помповым ружьем, запасом патронов и как минимум двумя взрывными устройствами, спокойно вошел в здание училища, хладнокровно уничтожил на месте 21 человека, после чего застрелился сам. Число погибших может вырасти: в больницах находятся 50 раненых, из них 10 человек — в тяжелом состоянии. Чудовищное по своему замыслу и масштабу преступление, которое требует тщательного расследования и осмысления.
Первые сообщения с места трагедии содержали упоминания о «людях в масках», которые бегали по училищу, разбрасывали взрывпакеты и расстреливали учеников и персонал из автоматического оружия. Даже ведущий Первого канала в дневном эфире допустил версию спланированного теракта. Политики и «эксперты» тут же принялись искать украинский след. Тем более что очевидцы сразу стали говорить о нескольких нападавших, об автоматных очередях внутри училища. Но чуть позже все сузилось до «убийства двух и более лиц» одним человеком.
Уголовное дело, возбужденное по статье «теракт», было переквалифицировано на статью «убийство» и передано для расследования в центральный аппарат Следственного комитета. Обозреватели и эксперты сконцентрировались на обсуждении психического здоровья «керченского стрелка».
Однако, по сообщению экс-советника главы Росгвардии депутата Госдумы Александра Хинштейна, убийца в минувшем сентябре был признан психически вменяемым, на законных основаниях приобрел помповое ружье и боеприпасы к нему. Как такое могло произойти, хотя очевидно, что этот человек в ускоренном порядке готовился к массовому убийству? Это один из множества вопросов, которые у нас обычно возникают после всех трагедий с большим числом жертв. Как обычно бывает в трагических обстоятельствах, предложения посыпались сразу же по горячим следам. Уже слышатся голоса из высоких кабинетов, призывающие ужесточить нормы доступа к гражданскому оружию, хотя его использование в подобных целях — исключительная редкость.
Вопросов действительно много. Например, почему не сработала система охраны учебных заведений, которая по закону должна быть и в керченском колледже? Почему вовремя не отреагировали спецслужбы? Как получилось, что люди в колледже сидели по комнатам и ждали расправы? Где были штатные психологи, которые должны были выявить отклонения у убийцы? Кстати, следственные органы уже объявили, что будет проведена посмертная психологическая экспертиза убийцы. Будут добавлены штрихи к портрету изверга, но кому от этого легче?
Над всеми этими кровоточащими загадками витает главная, ключевая: как один 18-летний парень без всякой специальной подготовки смог изготовить взрывные устройства и с помощью помпового ружья уничтожить два десятка человек? В такое в Керчи, судя по откликам в соцсетях, мало кто верит. Засомневались и вполне официальные лица. «Здесь он на месте действовал один, это уже понятно, установлено, но подготовительные мероприятия, на мой взгляд, на взгляд коллег, этот негодяй один осуществить не мог», — заявил глава Крыма Сергей Аксенов. Вряд ли руководитель такого уровня решил просто поделиться своими догадками, вполне возможно, он располагает дополнительной информацией.
Если принять версию Аксенова, то это уже не просто жестокое убийство двух десятков людей одним буйнопомешанным. Это уже теракт, хотя такое определение было отметено с порога. Как ответят на это следователи, покажет время. Кстати, украинские правоохранители по указанию президента Порошенко также возбудили уголовное дело по факту случившегося в Керчи, поскольку в Киеве продолжают считать Крым своей территорией... Но это так, к слову.
Узнаем ли мы всю правду о случившейся в Керчи трагедии? Это еще один вопрос, на который ответа пока нет. Пока...
P.S. Если вспомнить крупнейший за всю историю человечества теракт — 11 сентября 2001 года в США, то там ответы на множество вопросов так и не получены. Скажем, непонятно, отчего рухнул третий небоскреб Всемирного торгового центра (хотя в него не врезался самолет). И куда делся огромный боинг, который упал на Пентагон? Также неизвестно, куда исчезли видеозаписи его фантастического по траектории полета. И главный вопрос: как 19 не слишком образованных арабов (некоторые из которых были агентами ФБР и получили официальные визы в консульстве США в Саудовской Аравии) смогли обучиться пилотированию огромных пассажирских лайнеров, отключить систему ПВО США и убить за раз свыше 3,5 тысячи человек? Официальная американская версия эти вопросы проигнорировала. Несмотря на то что этот чудовищный теракт стал поворотной точкой в мировой истории.
Конечно, аналогии с керченской трагедией здесь кажутся натянутыми. И все же...
Слова
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ
— В эмоциональном плане такая реакция понятна, но сначала предстоит самым тщательным образом разобраться с обстоятельствами произошедшего, предстоит точно определить все детали этого трагического массового убийства, и только после этого специалисты должны прогнозировать те или иные действия.
Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета
— Если выяснится, что к совершению преступления привели действия определенных лиц, под влияние которых попал молодой человек, либо чье-то бездействие, следствие непременно даст им правовую оценку.
Сергей Ениколопов, завкафедрой криминальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета
— Во времена таких трагедий появляются люди, которые всегда ищут какую-то объяснительную теорию заговора. Они не могут смириться со своим незнанием: «Как это так — я, политолог, депутат, умный человек (им этого никто не говорил, но они так считают), и не могу дать ответа?» Начинается фантазирование. На каждое событие они должны отреагировать либо так, либо предложением нового запретительного законопроекта. Потому что ничего другого в голове нет.
Убийственные хроники
13 сентября 2006 года
25-летний канадец Кимвир Джилл открыл огонь по учащимся колледжа «Доусон» из карабина. В результате стрельбы погиб один и ранены 19 студентов. Нападавший покончил с собой.
16 апреля 2007 года
Студент Виргинского политехнического института Сын Хи Чо несколько часов хладнокровно расстреливал студентов и преподавателей. После прибытия полиции пустил себе пулю в голову.
7 ноября 2007 года
18-летний финский школьник Эрик Аувинен зашел в свой лицей с пистолетом и 15 магазинами к нему. Убийца сделал 106 выстрелов. Жертвами его стали 8 человек — 6 учеников, школьная медсестра и директор лицея. Застрелился.
11 марта 2009 года
В городе Винненден, Германия, 17-летний немец Тим Кретчмер устроил кровавую бойню в своем бывшем училище, а затем на улицах: убил 15 человек, ранены 11. Покончил с собой.
7 апреля 2011 года
23-летний Веллингтон Менезес де Оливейра, бывший ученик одной из бразильских школ, зашел в нее с двумя револьверами. Убиты 12 человек, еще 12 ранены. Покончил с собой.
22 июля 2011 года
Норвежский националист, бывший спецназовец Андерс Брейвик хладнокровно расстрелял 77 человек. Еще 242 человека были ранены. Отбывает пожизненный срок.
14 декабря 2012 года
20-летний американец Адам Питер Лэнза застрелил из винтовки свою мать, после чего приехал в школу и убил 27 человек. Застрелился.
3 февраля 2014 года
Ученик 10-го класса московской школы Сергей Гордеев пришел в школу с двумя винтовками. Убил одного и ранил двоих, после чего сдался.