В
А куда же такой неделе, заточенной под современное искусство, без коммерческих успехов? Каждая уважающая себя столица, да и не только, гордится собственной арт-ярмаркой. Наша неугомонная и эпатажная «Арт-Москва» еще не дотягивает до уровня «Арт-Базеля» или «Арт-Майами», но не сбавляет оборотов. Хотя точки опоры художники ищут кто на Западе, кто у коллег из истории ХХ века.
В эти дни — вплоть до конца недели — самые крепкие игроки российского арт-рынка, а также ряд их зарубежных коллег сойдутся вновь в стенах Центрального дома художника. Но и простым зрителям туда есть смысл отправиться. В сущности, для большинства из нас это просто еще один фестиваль. Этакий дайджест выставок и событий, перечень главных имен. Ведь на стендах полно картин, скульптур, инсталляций и видео, нашумевших в прошедшем сезоне. Однако ярмарка готова не только архивировать историю, но и вписать в нее парадоксальные страницы.
Бурное настоящее предстает в «Продажном перформансе. Метры» группы «ЕлиКука». На вернисаже художники будут резать скатанный холст и продавать искусство погонными метрами. Покупатель действует вслепую, не зная, что увидит на следующем витке рулона. Живопись дорожает прямо на глазах — каждые новые 5 метров. Цена зависит от количества «отматываемых» шедевров: чем меньше остается искусства на бобине, тем оно дороже.
Всегда интригуют спецпроекты «Арт-Москвы». Среди ее героев — испанка Алисия Мартин, соорудившая из 5 тысяч книг инсталляцию «Биографии». Рядом «Родычи Уорхола»: художники Западной Украины, исповедующие поп-арт, ищут у Энди невидимую связь с генетической родиной. Ведь уроженец Питсбурга Андрей Вархола происходил из семьи иммигрантов-русинов, а после покушения на его жизнь стал посещать украинскую греко-католическую церковь.
Одна из самых дорогих работ на ярмарке — картина именно Уорхола: «Drag Queen» стоит 350 тысяч евро, а привезла ее галерея Cordeiros (Португалия) — дебютант «Арт-Москвы». Галерея Whitestone, ветеран из Японии, тоже покажет весьма дорогостоящие работы, в частности, таких известных авторов, как Яйой Кусама и Такаши Мураками. А новая для Москвы галерея Goethe (Италия) представит художника Марчелло Джори.
В спецпроекте «Art Rugs» два европейца, Ян Кат и Юрген Далманнс, стремятся через ковры передать нерв современности — потому на классических восточных узорах проступают коллажи и надписи в духе граффити. Гремучая смесь западной эстетики и восточных традиций вообще характерна для «Арт-Москвы». В той же мере, что и бесконечные дискуссии о путях развития российского арт-рынка в изменившейся общественно-политической и экономической ситуации. Перспективы современного искусства обозначат выпускники Института проблем современного искусства выставкой «Навстречу неизвестному». Галерея «КультПроект» по-своему обыграла одну из дискуссионных тем «Современное искусство как инструмент повышения привлекательности города». Ответ — модель «общественного сада» в проекте Александра Константинова: воплощенная мечта об идеальном городском пространстве, отвечающем социальным запросам.