Намерения, как всегда, самые благие — кардинально снизить аварийность на российских автомагистралях: по данным дорожной полиции, только за семь месяцев 2014 года из-за неудовлетворительного состояния дорог, в том числе несоблюдения требований безопасности при их ремонте и реконструкции, произошло 32,3 тысячи ДТП и аварий. В них погибли 4,3 тысячи человек, а пострадали более 41 тысячи.
С этим пороком и намерена теперь бороться дорожная полиция. По новому регламенту, разработанному в недрах ГИБДД, дорожные инспектора смогут самостоятельно проводить проверки сооружаемых и ремонтируемых автодорог, истребовать от организаций предоставления образцов и каталогов продукции, техническую и технологическую документацию, контролировать применяемые при этом материалы и соблюдение технологий, проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния.
А самое главное — давать предписания на устранение нарушений и «временно ограничивать или запрещать проведение на автомобильных дорогах ремонтно-строительных работ, осуществляемых с нарушением требований». И даже «знакомиться с личными данными граждан, имеющих отношение к строительным и ремонтным компаниям». И будет у нас не дорожная полиция, а новая спецслужба с почти неограниченными полномочиями.
Учтем, что специалистов по автодорожному строительству в ГИБДД пока нет. Соответствующие материаловедческие лаборатории отсутствуют в принципе — как стационарные, так и передвижные. Опыта тоже нет никакого. То есть всю службу придется создавать, на что потребуются гигантские средства — и это в нынешний момент, когда страна начинает затягивать пояса.
А в Москве, например, за качеством дорожного строительства следят Объединение административно-технических инспекций, «Эксперт Автодор», комитет Москвы по надзору в области строительства. «Все эти организации присутствуют на стройках в обязательном порядке, — говорит профессор МАДИ Юрий Васильев. — Встает резонный вопрос: насколько ГИБДД хватит квалификации, чтобы вмешиваться в строительство?»
Аналогичные московским контролирующие организации имеются в других городах и регионах. Правда, не везде они работают с надлежащим качеством.
Но разве российская госавтоинспекция успела прославиться на всю страну безукоризненным исполнением своих прямых обязанностей и высоким авторитетом сотрудников? Как свидетельствуют прокуратура и другие контрольные ведомства, российская ГАИ-ГИБДД традиционно занимает одно из ведущих мест в коррупционной иерархии. И давать в этом состоянии дополнительные права — все равно что лисе поручить охрану соседнего курятника.
Учтем, что ГИБДД уже сегодня обладает немалыми полномочиями. При желании любой дорожный инспектор может даже разорить бюджет города или района, если тамошние власти не следят за надлежащим состоянием подведомственных автодорог. Ибо по действующему госстандарту даже небольшая выбоина на дороге должна устраняться в течение суток, а размер штрафа, который можно накладывать по этому поводу на дорожные службы или местные власти, достигает 300 тысяч рублей.
Но отечественная госавтоинспекция почему-то предпочитает сидеть в «засаде», отлавливая самых беззащитных «клиентов» — невнимательных или не слишком дисциплинированных водителей. В прошлом году, по данным Судебного департамента при Верховном суде, общая сумма административных штрафов за наиболее опасные нарушения ПДД, наложенная на водителей судами, составила 5,5 млрд рублей, при среднем их размере в 2-5 тысяч рублей.
Но аналогичной статистики собранных штрафов по ст. 12.34 КоАП (Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) даже не ведется — такие случаи у нас единичны. Хотя вряд ли в России найдется хотя бы несколько даже федеральных трасс, за состояние которых на виновных нельзя было бы наложить тот самый 300-тысячный штраф.
Зато теперь, объясняют чиновники из ГИБДД, новые наставления включают список из 84 возможных рекомендаций, которые может дать ГИБДД для повышения безопасности движения: от расширения дорог и обочин до организации разделительной полосы или изменения циклов работы светофоров.
Однако все эти возможности имеются у дорожных служб ГАИ-ГИБДД и сегодня. К примеру, в управлении ГИБДД по Республике Татарстан ежемесячно скапливаются груды предписаний местным органам власти с требованием устранить то или иное нарушение в части содержания автодорог. Каждое предписание заканчивается стандартной фразой: в случае невыполнения предписания муниципалитет «будет привлечен к ответственности» по соответствующей статье КоАП. И ведь не шутят — привлекают!
Результат можно увидеть собственными глазами, проехав по дорогам республики, которые содержатся в о-очень приличном состоянии.
То есть татарстанские гаишники не обременяют себя «непрофильными» заботами — созданием дополнительных специальных служб, оснащением их дорогостоящим оборудованием, обучением персонала. Они лишь требуют от хозяев автотрасс, чтобы дорога была ровной и гладкой, с нанесенной разметкой и т. д. Для этого им абсолютно не требуется «знакомиться с личными данными граждан, имеющих отношение к строительным и ремонтным дорожным компаниям».
Увы, в большинстве других российских регионов ситуация совершенно иная. Недавно губернатор Амурской области Олег Кожемяко проехал на автомобиле по федеральной трассе Чита — Хабаровск. И пришел в полный ужас. «При положенной скорости движения в 90 км/ч езда по такой дороге представляла угрозу для жизни. По ней нельзя ездить: яма на яме, просадка на просадке...» — заявил высокопоставленный чиновник.
Спрашивается: какие дополнительные права нужны были местным гаишникам, чтобы давным-давно потребовать от властей обратить внимание на эту трассу? Но, как утверждают журналисты, дважды совершившие здесь свой автопробег еще до губернаторского проезда, «одним из первых открытий стало полное отсутствие на автостраде сотрудников ГИБДД».
Так нужны ли тамошней или всероссийской ГАИ какие-то дополнительные «лычки на погонах», чтобы взяться наконец за исполнение своих прямых обязанностей — контроль не за строительством и ремонтом, а за состоянием российских дорог?
Голос
Илья Романенко, предприниматель
— Я 10 лет назад купил три фуры и занялся транспортными перевозками. Загружаю всякий импорт в портовых терминалах Питера и везу на столицу. Трасса М-1 «Россия» — фактически главная транспортная артерия, а сколько приходится терпеть мучений, чтобы товар заказчику доставить вовремя! Всего-навсего 700 км, по хорошему день пути, но он иной раз растягивается на сутки, а то и дольше.
Надо еще сказать спасибо, что в свое время — к московской Олимпиаде — дорогу расширили до трех полос, и на лесных участках можно держать приличную скорость. Но все сводят на нет несколько узких мест, которые все стопорят, как тромбы. Чего стоит единственный светофор в Вышнем Волочке, собирающий многокилометровые пробки в обе стороны. А есть еще раздолбанный участок с путепроводом на подъезде к Торжку, перекрестки с одной полосой на окружной вокруг Твери и, наконец, опять-таки — единственный светофор в Солнечногорске. Всем известны эти бутылочные горлышки, но властям до транспортных проблем дела нет, а бизнес вынужден приспосабливаться. Я, например, нанимаю водителей из Вышнего Волочка и Выползово, чтобы они могли на полпути сделать остановку, подремать и выехать ночью. Люди устают, не высыпаются, а что делать?
И вот теперь, вместо того чтобы сделать нормальные развязки и убрать светофоры, предлагают инспекторам ГИБДД контролировать дорожное строительство. Это называется пустить козлов в огород. У них же сейчас есть все полномочия, чтобы заставить эксплуатирующую организацию поддерживать трассу в надлежащем состоянии. Но блюстители порядка на дорогах в этом совершенно не заинтересованы. Ведь там, где пробка, всегда найдутся желающие ее объехать по обочине, а то и по встречке. Только успевай махать жезлом да собирать дань.