Правда, на этот раз не для всех трудящихся, а только для представительниц прекрасной половины человечества. Кстати, сама половина предложение не оценила, обвинив инициаторов изменений Трудового кодекса в сексизме. Похоже, россиянки опасаются, что им за хождение по горящим избам станут платить еще меньше.
Дмитрий Медведев (тот самый, что долго возглавлял правительство и даже был президентом России) вдруг опять вынырнул в информационном море, затеяв давний разговор о сокращении рабочей недели. По его словам, многие россияне в прошлом году перешли на удаленку и стали трудиться по принципиально иному графику, так что четырехдневка уже давно стала реальностью.
К середине марта давняя идея обросла деталями. Столичный омбудсмен Татьяна Потяева предложила начать постепенный переход на четырехдневку. По ее мнению, для начала можно было бы добавить еще один выходной работающим женщинам. Ведь на них лежит повышенная нагрузка: вкалывай в конторе или на производстве, а потом беги домой, где хлопот полон рот.
Тут голос подали законодатели в Госдуме. По словам зампредседателя фракции «Единая Россия» Андрея Исаева, при условии сохранения заработной платы работникам депутаты готовы узаконить переход на сокращенную рабочую неделю.
А вот мнения самих россиян относительно третьего выходного дня резко разделились. Среди работников, по данным ВЦИОМа, переход на четырехдневку поддержал каждый второй респондент. Зато работодатели в подавляющем большинстве против: они опасаются падения производительности труда сотрудников, что неминуемо скажется и на доходах.
Впрочем, эти опасения опровергаются результатами многочисленных экспериментов, которые в мире ведутся с начала XXI века. Как ни удивительно, но интенсификация труда ради дополнительного выходного дня в большинстве случаев приводит к росту его производительности. А еще к улучшению микроклимата в трудовых коллективах и даже к укреплению семей.
Как и за счет чего? Казалось бы, «стахановский» рабочий график должен изматывать людей. Однако, вопреки прогнозам скептиков, 250 сотрудников «подопытной» новозеландской компании не только благополучно справлялись с обычным объемом работы за четыре дня, но по ряду показателей добились роста производственных показателей. За три выходных люди успевали лучше отдохнуть и даже соскучиться по работе. Они чаще занимались спортом, активнее поддерживали связи с родственниками и друзьями, после чего приходили на работу свежими и энергичными. Эксперты зафиксировали рост лояльности сотрудников к работодателю. К тому же люди стали реже брать больничные.
Похожих результатов добились и в Швеции, где, правда, пошли по пути сокращения не рабочей недели, а рабочего дня — с восьми до шести часов. Участвовавшие в экспериментах сотрудники благополучно справлялись с прежним объемом обязанностей, при этом у них улучшились настроение и самочувствие...
Обратим внимание: на Западе работодатели уже давно практикуют четырехдневку. По данным рекрутингового портала ZipRecruiter, за последние три года число вакансий, в которых упоминается четырехдневная рабочая неделя, выросло втрое.
Что же касается России, то сейчас Минтруд готовит крупномасштабный эксперимент по внедрению четырехдневки. На первом этапе он пройдет на 266 предприятиях малого и среднего бизнеса в 30 регионах страны. Если его результаты признают успешными, на втором этапе круг «работающих меньше, да лучше» заметно расширится. А там, глядишь, и станет нормой?