Главная Культура Афиша 01:10 19 Февраля 2021 12483
Портреты заговорили

В галерее IN ARTIBUS на открылась выставка «А это чей портрет?»

Дарья Ефремова
Алексей Тыранов. Девушка с книгой. 2-я половина XIX века. Собрание Инны Баженовой. Изображение предоставлено устроителями выставки.

В столичной галерее IN ARTIBUS на Пречистенской набережной открылась выставка «А это чей портрет?»: семь десятков живописных и графических работ ХVIII-ХIХ веков из собрания Музея Тропинина и частных коллекций.

Задумчивые черноглазые рокотовские дамы в тончайших кружевных накидках, салонного вида пейзанки, мечтательные итальянки и гордо несущие себя украинские пряхи. Екатерининские вельможи в париках, генералы в орденах, шагающий куда-то старик в бушлате, молодой крестьянин с профилем, достойным рыцарского саркофага...

Подобные сюжеты встречаются и в европейских собраниях, но тут сразу понятно: эти портреты — русские, полные подробнейшего психологизма. Это и есть отличительная черта отечественной школы. Если из золоченой рамы на вас смотрит старая барыня в чепце, то вы непременно задумаетесь: а что у нее лежало в закромах, какого гуся в яблоках подавали к ее обеду и какие в доме бывали гости? А если на холсте николаевских времен кавалергард, почему-то сразу понятно, вольнодумец он или поборник старого порядка, бонвиван или приверженец домостроя.

Экспозиция выстроена вне хронологического принципа. Логика тут другая: генеалогия русского портрета, рассказ о мастерах, их школах и традициях. На одной стене представлена ветвь первого светского портретиста Алексея Антропова и его учеников и последователей — Дмитрия Левицкого, Степана Щукина, Василия Тропинина. На другой просматривается линия иконописца и мастера портрета екатерининской эпохи Владимира Боровиковского, чьим учеником был академик живописи Алексей Венецианов.

Наособицу — традиция любимца большого света, масона, одного из основоположников ложи «Клио» и бывшего крепостного Федора Рокотова. Учившийся у знаменитых иностранцев Луи Ле Лоррена и Пьетро Ротари, он привнес в русский портрет атмосферу недосказанности, романтической мрачности и загадки — за его мистическим колоритом гонялась вся Москва, художнику заказывались целые семейные галереи.

Федор Рокотов. Портрет неизвестной в белом платье с фисташковыми лентами. Около 1780 года. Собрание Инны Баженовой. Изображение предоставлено устроителями выставки

В коридоре размещена коллекция жанрового провинциального купеческого портрета — острохарактерного и дотошного. Простые, часто суровые лица. Руки, сжимающие рукоделие или носовой платок. Филигранно выписанные фактуры тканей, кружев, шалей, тяжелых ювелирных украшений:

Основная же часть экспозиции — произведения, принадлежащие Музею В.А. Тропинина и московских художников его времени. Обрамлением и дополнением государственных сокровищ служат работы из частных собраний: считающейся эталонной коллекции русского искусства Татьяны и Сергея Подстаницких, обширного собрания калининградского мецената Рустама Алиева, элегантной галереи Татьяны Удрас и семейного музея московского архитектора Евгения Асса. Произведения из коллекции знаменитой собирательницы, хозяйки IN ARTIBUS Инны Баженовой принадлежат по смыслу сразу нескольким разделам экспозиции. Среди них — каноническая работа Федора Рокотова «Портрет неизвестной в белом платье с фисташковыми лентами», пастель Алексея Венецианова «Портрет неизвестной с книгой», обнаруженная легендарным искусствоведом Ильей Зильберштейном в Париже в 1960-е и вернувшаяся на родину в 2009 году...

«Эта выставка для нас — одно из важнейших событий года, — говорит директор Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени Ольга Журавлева. — Наш музей был открыт на основе собрания Феликса Евгеньевича Вишневского ровно 50 лет назад. И вот спустя полвека мы получили прекрасную возможность создать в партнерстве с коллегами прекрасный проект о тайнах портретной живописи».

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3970
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3493
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?