В галерее IN ARTIBUS на открылась выставка «А это чей портрет?»
В столичной галерее IN ARTIBUS на Пречистенской набережной открылась выставка «А это чей портрет?»: семь десятков живописных и графических работ ХVIII-ХIХ веков из собрания Музея Тропинина и частных коллекций.
Задумчивые черноглазые рокотовские дамы в тончайших кружевных накидках, салонного вида пейзанки, мечтательные итальянки и гордо несущие себя украинские пряхи. Екатерининские вельможи в париках, генералы в орденах, шагающий куда-то старик в бушлате, молодой крестьянин с профилем, достойным рыцарского саркофага...
Подобные сюжеты встречаются и в европейских собраниях, но тут сразу понятно: эти портреты — русские, полные подробнейшего психологизма. Это и есть отличительная черта отечественной школы. Если из золоченой рамы на вас смотрит старая барыня в чепце, то вы непременно задумаетесь: а что у нее лежало в закромах, какого гуся в яблоках подавали к ее обеду и какие в доме бывали гости? А если на холсте николаевских времен кавалергард, почему-то сразу понятно, вольнодумец он или поборник старого порядка, бонвиван или приверженец домостроя.
Экспозиция выстроена вне хронологического принципа. Логика тут другая: генеалогия русского портрета, рассказ о мастерах, их школах и традициях. На одной стене представлена ветвь первого светского портретиста Алексея Антропова и его учеников и последователей — Дмитрия Левицкого, Степана Щукина, Василия Тропинина. На другой просматривается линия иконописца и мастера портрета екатерининской эпохи Владимира Боровиковского, чьим учеником был академик живописи Алексей Венецианов.
Наособицу — традиция любимца большого света, масона, одного из основоположников ложи «Клио» и бывшего крепостного Федора Рокотова. Учившийся у знаменитых иностранцев Луи Ле Лоррена и Пьетро Ротари, он привнес в русский портрет атмосферу недосказанности, романтической мрачности и загадки — за его мистическим колоритом гонялась вся Москва, художнику заказывались целые семейные галереи.
В коридоре размещена коллекция жанрового провинциального купеческого портрета — острохарактерного и дотошного. Простые, часто суровые лица. Руки, сжимающие рукоделие или носовой платок. Филигранно выписанные фактуры тканей, кружев, шалей, тяжелых ювелирных украшений:
Основная же часть экспозиции — произведения, принадлежащие Музею В.А. Тропинина и московских художников его времени. Обрамлением и дополнением государственных сокровищ служат работы из частных собраний: считающейся эталонной коллекции русского искусства Татьяны и Сергея Подстаницких, обширного собрания калининградского мецената Рустама Алиева, элегантной галереи Татьяны Удрас и семейного музея московского архитектора Евгения Асса. Произведения из коллекции знаменитой собирательницы, хозяйки IN ARTIBUS Инны Баженовой принадлежат по смыслу сразу нескольким разделам экспозиции. Среди них — каноническая работа Федора Рокотова «Портрет неизвестной в белом платье с фисташковыми лентами», пастель Алексея Венецианова «Портрет неизвестной с книгой», обнаруженная легендарным искусствоведом Ильей Зильберштейном в Париже в 1960-е и вернувшаяся на родину в 2009 году...
«Эта выставка для нас — одно из важнейших событий года, — говорит директор Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени Ольга Журавлева. — Наш музей был открыт на основе собрания Феликса Евгеньевича Вишневского ровно 50 лет назад. И вот спустя полвека мы получили прекрасную возможность создать в партнерстве с коллегами прекрасный проект о тайнах портретной живописи».