Декабрь 1980 года
Жена (теперь уже бывшая) собирала вещи. "Ты хоть скажи, где жить будешь:" - робко попросил Виктор. Но Светлана была непреклонна. Она сама подала на развод и хотела начать новую жизнь - с нуля. Через полгода Виктор случайно встретил на улице общую знакомую. "Ну как там Света?" - спросил он с надеждой. "Ничего. Неделю назад девочку родила", - ответила собеседница. Виктор онемел от неожиданности. Он напряженно думал. По всему выходило, что ребенок - его. Он еще и тогда, пять месяцев назад, когда Света уходила от него, думал, что жена беременна, но выведать ничего не удалось. "Теперь это не твое дело", - процедила Света. Они почти не разговаривали.
"Умоляю, скажи мне, где она?" - "Нет", - проявила подруга женскую солидарность. - Лучше не спрашивай".
Потом еще какое-то время Виктор пытался разыскать жену и дочь, обзванивал знакомых. Все молчали, было ясно, что Света просила держать язык за зубами. А потом уже вроде и запал прошел. Ему было достаточно знать, что где-то - наверное, недалеко, может быть, и в его городе - у него подрастает дочь. Но тоска все равно не отпускала.
Декабрь 2008 года
В детском доме №2 коллектив и воспитанники ждали гостей. Праздничная суета, приготовления, суматоха создавали новогоднюю атмосферу. Волновался и Егорка. Но не потому, что боялся, а потому, что очень ждал. К Деду Морозу у него была особая просьба.
Егору было восемь лет. Почти всю свою жизнь он провел в детском доме. До пяти лет Егор жил с бабушкой и мамой. Мать пила и почти не занималась сыном. Когда бабушка умерла, она попросту исчезла. Так Егор стал сиротой и попал в детдом.
В тот знаменательный день воспитанникам подарили десятки коробок с игрушками и одеждой. Девчонки, не выдержав, потихоньку ото всех открывали некоторые. Мальчишки не отрываясь пялились на мешки с конструкторами. А светловолосый и взъерошенный Егор, увидев небольшой велосипед, схватил за руку "маму" (воспитателя) и со слезами на глазах воскликнул: "Клянусь, я буду хорошо учиться, делать все домашние задания, буду получать на уроках одни пятерки, только подарите мне этот велосипед!" Через час веселый Егор позировал перед фотографами местных газет на новом велосипеде. Фотография счастливого мальчика попала на полосы газет. Тиражи разошлись по всем киоскам.
Неделю спустя в детском доме раздался телефонный звонок:
- Здравствуйте! Вы только не подумайте дурного. Но, кажется, у вас воспитывается мой внук. Могу ли я приехать и посмотреть на него? Так получилось, что я увидел его фотографию в газете и узнал: То есть я не знал, что у меня есть внук. Бывшая жена скрыла от меня рождение дочери: Ну это долгая и запутанная история: Но, судя по фамилии, этот мальчик - мой внук!
Воспитательница детского дома от неожиданности смогла вымолвить только: "Простите, а вы, собственно, кто?" И тогда человек на том конце провода уверенно заявил: "Я - дед! Я не знал, что у меня есть внук, только сейчас узнал:" Было слышно, что он с трудом переводит дыхание: "Можно мне с ним увидеться?" Воспитательница не смогла отказать. Новоиспеченный дедушка помчался в детский дом.
Те 28 лет, что прошли после развода, Виктор так и не смог забыть жену. Поэтому и остался одиноким. Теперь ему шел шестой десяток, он попивал и все острее чувствовал свою неприкаянность. Нет, у него было все, что должно быть у нормального человека: работа, квартира. Но когда он увидел фотографию мальчика, носящего его фамилию и как две капли воды похожего на его Светлану, сердце защемило. Неужели?..
Виктору - чтобы не травмировать мальчика - настоятельно советовали не обнаруживать своих чувств сразу. Но как только дед увидел внука, не выдержал - подбежал к Егору и крепко обнял его. "Как же так могло произойти? - повторял он. - Я тебя никому не отдам, у меня теперь есть смысл жизни". Через три недели Виктор Александрович сидел в кабинете директора детского дома. Он был просто раздавлен новостью.
- Вы не можете усыновить мальчика, - говорил директор детского дома №2 Салават Мухамадеев. - Мы просмотрели архивы и не смогли найти доказательств вашего родства. Но главное - вы говорите, сколько лет теперь должно быть вашей дочери?
- Двадцать семь, - Виктор начинал понимать…
- Дело в том, что у мальчика есть старший брат.
- То есть…
- Его брату уже 12 лет...
У Виктора Ивановича перехватило дыхание. На глаза наворачивались слезы.
- Я могу навещать Егора? - спросил он после долгой паузы. - Я хочу помочь ему. Я смогу откладывать мальчику на сберкнижку. Деньги-то ему понадобятся. И хочу отписать ему свою квартиру: когда вырастет, ему будет куда пойти.
Теперь Виктор Александрович и Егорка - просто друзья. "Дед" приходит к мальчику раз в неделю - с гостинцами. Когда он уходит, Егорка спрашивает: "Ты придешь, деда?", а в ответ слышит неизменное: "Конечно приду, какие вопросы!"