Главная Культура 19:03 18 Декабря 2021 24646
Юрий Никулин: «Ребята, жена отбирает все до копейки»

Завтра – столетие великого актера, клоуна и человека

Сергей Бирюков, Смоленская область – Москва
Фото: Лев Шерстенников/Russian Look, globallookpress.com

18 декабря в Московском цирке на Цветном бульваре не будет обычного представления. Соберутся только свои — и вспомнят человека, имя которого уже 25 лет как носит эта арена. А с его собственного рождения в этот день исполнится ровно век. Человек этот — Юрий Владимирович Никулин, «великий актер и клоун».

Слова про великого актера и клоуна закавычены не потому, что не соответствуют действительности. Все в них правда, хотя о том, кто самый любимый русский артист последнего столетия, можно спорить:

— Есть у нас и Евгений Леонов, и Анатолий Папанов, и Андрей Миронов, и Валентин Гафт, — признает сын Юрия Владимировича Максим, — ну а если речь о клоунской профессии, то как не назвать Карандаша, Леонида Енгибарова, Олега Попова или Михаила Шуйдина, в паре с которым отец проработал много десятилетий.

Но вот по числу памятников с Юрием Никулиным вряд ли сравнится кто-то из его коллег. Это и «сольные» монументы, в первую очередь тот, что установлен на Цветном бульваре, и «дуэт» с Шуйдиным в Курске, и «гайдаевское трио» (Никулин, Вицин, Моргунов) в Перми, в Иркутске расширенное до «квартета» с самим Леонидом Гайдаем, и другой «квартет» — героев фильма «Бриллиантовая рука» в Сочи, и совсем серьезная скульптурная композиция в честь персонажей фильма «Они сражались за родину» перед знанием Министерства обороны на Фрунзенской набережной...

Говоря о памятниках, нельзя не вспомнить еще один — в родном городе Юрия Владимировича Демидове, что в 60 километрах от Смоленска. Очень скромный, но и теплый: артист присел на лавочку у входа в городской сквер, будто приглашая задушевно поговорить и, конечно, сфотографироваться на память. К нему-то, благодаря любезности Благотворительного фонда Юрия Никулина «Цирк и милосердие», и удалось в юбилейные дни съездить, застав там сына артиста, нынешнего руководителя отцовского коллектива. С него-то, с памятника — и слова, взятые в начале этой статьи в кавычки.

— В этой надписи не хватает одного слова, — заметил Максим Юрьевич, — слова «человек». Отец был человеком в самом обычном смысле. И качества в нем присутствовали обычные, которые мы ходим видеть в каждом: любовь, доброта, милосердие. Только было их через край — хватало и на все созданные им образы, и на миллионы зрителей. Отсюда ответная любовь, не слабеющая уже семь десятилетий.

Отец и сын. Фото автора

 

Сам Никулин больше всего ценил в людях именно этот импульс доброты. Как наиболее благородные почитал профессии врача, учителя и... милиционера. Тех, кто нас лечит, учит и защищает (интересно, что сказал бы Юрий Владимирович, допустим, о сегодняшней полиции?..).

На мой вопрос — к какой из своих ролей артист был ближе всего по собственному характеру, Максим уверенно отвечает: ко всем. И цирковой Юрик, и Лопатин из «Двадцати дней без войны», и Глазычев из ленты «Ко мне, Мухтар!», и даже Балбес из гайдаевской саги о трех мошенниках — для каждого находился уголок в его душе, каждым из них он становился благодаря не бутафории, а фантастической актерской органике.

— У Никулина не было «второго плана», — продолжает Юрий Владимирович. — С президентом страны он общался точно так же, как с обычным работягой.

На улице ему не давали прохода. Особенно донимали просители денег и страждущие выпить на троих. На эти случаи были разработаны безотказные заготовки. Первая — такая: «Ребята, жена отбирает все до копейки». — «Как, и у тебя тоже? Вот змея». Во второй ситуации он говорил: «Я бы с радостью, но третий день в завязке», чем тоже вызывал сочувствие: «Ну извини, извини».

Кинематографисты понимали его суть, киношные начальники — не всегда. Настоящую битву пришлось выдержать режиссеру Алексею Герману, пригласившему Никулина на роль фронтового корреспондента в фильме «Двадцать дней без войны» по сценарию Константина Симонова. Как вспоминал постановщик, «они, эти специалисты из Госкино, объявили: «Это не советский писатель, а какой-то алкаш. Это порочит наши устои!» Требовали, чтобы я снял Никулина с картины сам. Пообещали: иначе (я цитирую) «мы вобьём вам в спину осиновый кол, и вы никогда не будете работать в искусстве. Слово коммунистов»... Симонов пришёл в ярость, узнав о происходящем, он орал этим цэкистам: «Это я придумал Лопатина, он из моей головы! Вы решайте, какой у вас будет Жданов. А мне оставьте Никулина.» Симонов был членом ЦК, и его послушались».

Сценариями Никулина буквально заваливали — в месяц, по словам Максима, их приходило 10-12, читать приходилось и самому артисту, и его жене Татьяне, и их сыну. Большинство отвергалось —герои не были близки Юрию Владимировичу. С другой стороны, он мог откликнуться на просьбу студента, чей дипломный сценарий тронул его, и тогда добивался, чтобы Мосфильм разрешил съемки, и даже сам ездил в костюмерный цех выбирать себе костюм... Так было на короткометражной ленте «Тут, недалеко» Георгия Николаенко, до того увлекшей артиста, что он попросил сделать лично для него копию. Благодаря этой копии лента и сохранилась, по праву заняв строчку в обширной никулинской фильмографии.

При всем том главным в своей жизни Никулин считал цирк. Ради которого мог даже пожертвовать киноработой, о которой мечтал, как это случилось с ролью Юрия Деточкина из «Берегись автомобиля». Она и сочинялась для него — но нельзя было подвести цирковых коллег, у которых ровно на время съемок выпали гастроли в Японии.

Цирк поразил воображение Юры еще в детстве. Впервые в жизни увидев манеж, он от восторга закричал — и один из клоунов передразнил этот крик. «Папа, клоун мне ответил!».

Универсальный артистизм Юре Никулину подарила сама природа Фото с юбилейной выставки в Смоленском драмтеатре

 

В демобилизованном после войны Никулине (семь лет службы, в том числе фронтовым связистом и разведчиком) именно цирк разглядел артиста. Здесь он начал работать сперва ассистентом знаменитого Карандаша, а затем в паре с Михаилом Шуйдиным. Сравните — если у современного клоуна шесть реприз, то это уже считается хорошо. У Никулина с Шуйдиным их было 60! Номера «Насос», «Гиря», «Торговля» и многие другие знала вся страна. Чиновники могли сколько угодно возмущаться тем, что, скажем, «Бревно» напоминает людям известный сюжет с Лениным на субботнике. Публика хваталась за животы от хохота и требовала все новых выходов артистов.

Один из таких выходов стал для Юрия Владимировича судьбоносным. Пригласив понравившуюся ему девушку на представление, артист из-за запутавшейся в стремени ноги упал под лошадь и получил серьезные травмы. Девушка пришла навестить его в больнице. Через полгода Юрий и Татьяна поженились, и этот союз сохранялся до самой кончины Юрия Владимировича в 1997 году. А в некоторых номерах — например, в популярной репризе «Весы» — Татьяна выступала их участницей...

Спрашиваю Максима Юрьевича — хватало ли ему родительской любви.

— В пору пика отцовской популярности я видел родителей, наверное, месяц в году, — был ответ. — Конечно, скучал, но ни в коем случае не чувствовал себя недолюбленным. Во-первых, потому что знал, как они любят меня. Во-вторых — никогда не мучился покинутостью, будучи в надежных руках родственников, с которыми мы жили одной большой семьей в коммунальной квартире. Когда же мы виделись, папа рисовал мне комиксы, пел песни, рассказывал истории. Как-то из Японии привез игрушечную ракету, которая управлялась свистком: свистнешь раз — ползет направо, свистнешь два — налево. Один знакомый, вхожий в военно-промышленные круги, увидев такое, переполошился: спрячьте немедленно, у нас это строго засекреченная технология...

— Ценю отцовское тепло тем более, — продолжает Максим Юрьевич, — что от собственного родителя отец получил его гораздо меньше. Характерный пример: папа, вернувшись с войны, где несколько раз был на волосок от гибели (и бомба попадала в блиндаж, из которого он за минуту до того вышел, и машина их в 1944 году заезжала прямо в деревню, занятую немцами), позвонил домой и услышал от своего отца: поздновато ты приехал, я тут на футбол собираюсь — ну, может, подъедешь к стадиону на второй тайм?

Буденовка и фуражка — свидетели двух пройденных от звонка до звонка войн: Финской и Великой Отечественной. Рисунки — самого Никулина, из автобиографической книги «Почти серьезно. Фрагмент юбилейной выставки в Смоленском драмтеатре

 

В фигуре Владимира Никулина много загадочного. Неизвестна даже его родословная. Если линия жены Владимира Андреевича прослеживается до середины XIX века, включая ее деда, депутата Государственной Думы Петра Ростовцева, то здесь — полный мрак. Например — отчего молодая семья с четырехлетним Юрой на руках так спешно уехала из Демидова в 1925 году в Москву, где почти не было знакомых и совсем мало родни? Сколько ни пытался Максим докопаться до истины через КГБ, а потом ФСБ, ничего не вышло: все архивы сгорели. А в краеведческом музее Демидова приводят такую версию: московский режиссер и актер, приехавший в глубинку организовывать Театр революционного юмора (Теревьюм), резко покритиковал со сцены местное начальство за казнокрадство и был арестован, а оказавшись вновь на свободе, предпочел поскорее убраться из опасных для него мест, забрав жену-актрису и сына.

В сегодняшнем Демидове — совсем другое отношение к Никулиным. Имя Юрия Владимировича носит здешний театрально-цирковой фестиваль, обычно собирающий участников из Белоруссии и Прибалтики. А несколько лет назад местная энтузиастка Наталья Желнорова решила восстановить родное никулинское гнездо на Коммунистической улице. Собственно, Наталья Николаевна уже давно москвичка, более того — наша коллега, работала в газете «Аргументы и факты». Но загорелась идеей возрождения демидовского храма. А чтобы возродить храм, надо возвращаться в город. От пожилой мамы Наталья узнала, что ее легендарный земляк первые четыре года своей жизни прожил в соседнем доме, от которого, к сожалению, ничего не осталось. Но ведь можно построить на пустующем месте его подобие, сделать там музей, культурный центр. Идею поддержала местная администрация, жители стали делиться мебелью, фотографиями, пластинками, напоминающими о той эпохе. Татьяна Николаевна Никулина прислала кое-что из личных вещей Юрия Владимировича, включая издание его автобиографической книги «Почти серьезно» и очки, в которых он над ней работал. Устроили даже миниатюрную гостиничку — зародыш будущего туристического процветания Демидова.

Обстановку старого никулинского дома восстанавливали всем Демидовом. Фото автора

 

Вечером того же дня в Смоленском драматическом театре московские артисты, приглашенные фондом Юрия Никулина, устроили трогательный и душевный спектакль о жизни артиста. Вход на него был бесплатным. Перед представлением Максим Юрьевич сказал:

— Мы задумывали юбилей Юрия Владимировича как крупные международные гастроли. Его ведь в бывших союзных республиках любили не меньше, чем в России. Но сами видите, какая сейчас ситуация в мире. Одно за другим отпадали звенья этой цепи, пока в конце концов не остался лишь Смоленск. Самый стойкий из всех, за что мы очень ему благодарны. Но жизнь продолжается. Как и род Никулиных, большая часть которого связана с цирком. Дочка моя, правда, предпочла профессию нейрохирурга (Мария живет в Германии — «Труд»), но оба сына работают в нашем коллективе. И даже Станислав, 12-летний сын старшего из них, Юрия, недавно признался, что не прочь стать директором цирка: сидишь у себя в кабинете, пока артисты на арене работают...

Юбилейная фотовыставка в Смоленском драмтеатре заканчивается последним фото Юрия Владимировича (автор — Алексей Белобородов). Кто тогда, 28 июля 1997 года, мог знать, что через три недели сердце артиста остановится. Фото автора

 

Никулинское чувство юмора, как видим, тоже живо. Интересно, а что бы сказал Юрий Владимирович о нынешней пандемии?

— Думаю, тоже пошутил бы, — ответил Максим Юрьевич. — И как великий анекдотчик оценил бы, например, такой образчик сегодняшнего народного творчества. Врач обращается к пациенту, только что сдавшему анализ на коронавирус: «У меня для вас две новости, плохая и хорошая. С какой начнем?». — «Давайте с хорошей». — «Отлично: этот штамм мы назовем вашим именем».

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6118
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4677
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....