Критерии «интеллектуальных» городов утверждены в ООН в 2015 году, а пионером движения стал Сеул еще в 1996-м. Тогда в столице Южной Кореи появился прообраз единой системы анализа данных, позволяющей эффективно управлять жизнью мегаполиса. Сейчас лидером мирового рейтинга считается Нью-Йорк. По словам Дарьи Голембиовской, исследующей тему «умного» города, архитекторы уже вовсю воплощают в жизнь футуристические проекты. Во Французской Полинезии появились плавучие острова на основе крейсерских судов. В Японии в пригороде Токио на 19 гектарах вдоль океана возведена «умница» Фудзисава. А в Подмосковье осуществляется проект «Сбер-Сити» Рублево-Архангельское, где пытаются создать «новую среду и новый образ жизни».
Опросы жителей показывают, каким они видят идеальный мегаполис через 20 лет: чистым, светлым, разноцветным, безопасным, доступным, мобильным. Старые дома не сносят, а реставрируют. Окраины не гетто из человейников, а малоэтажная застройка, где «слышно пение птиц, шуршание газет и велосипедные звонки на улицах».
Урбанистические идеи горячо обсуждаются в соцсетях. Однако у этой медали есть вторая сторона: риск тотального контроля за частной жизнью. С этим многие из нас уже столкнулись в два пандемийных года, когда за гражданами неусыпно следили видеокамеры, рассылая штрафы за нарушение режима самоизоляции. На мобильник в любой момент может позвонить с проверкой не только врач, но и участковый полицейский, комендант дома и даже дворник с требованием «открыть дверь для дезинфекции подъезда». Автолюбители устали жаловаться на видеокамеры, ставшие средством пополнения городской казны. А недавно посетители столичного фитнес-клуба обнаружили камеру слежения, замаскированную под цветочную композицию, в женской раздевалке... То ли еще будет!
Прежде чем устанавливать дорогущие системы мониторинга дорожного покрытия, давайте для начала построим дороги, иронизируют россияне. Многие из задумок грозят остаться маниловскими мечтаниями, поскольку все острее нашей стране, особенно глубинке, не хватает профессионалов, способных воплотить в жизнь идеи инженеров, архитекторов и социологов.
Тем ценнее ростки хорошего опыта, которые проклюнулись на российских просторах. «Умное» освещение — одна из составляющих новой реальности. Такая система в исполнении Международной светотехнической корпорации «БЛ ГРУПП» радует глаз, экономит потребление тепла и электроэнергии, обеспечивает в онлайн-режиме автоматизированное управление наружным и архитектурным освещением в городе. Обычная скамейка в сквере может быть «умной»: с пультом подзарядки гаджетов, кнопкой вызова экстренных служб, световым коробом и даже с электронным котиком, который не прочь поиграть с посетителями.
Построенная на основе светодиодных сетей наружного освещения, автоматизированная система «Умный город» может выполнять множество функций: контролировать работу городских служб, регулировать транспортные потоки, следить за загруженностью парковок. Пилотный проект «Умного города» реализован корпорацией в Тюмени. На очереди подмосковные Электросталь, Солнечногорск и Ногинск, а также Нижний Новгород, Благовещенск. Есть и другие компании, предлагающие инновационные инженерные решения.
По подсчетам экспертов, системы «Умный город» способны снизить энергопотребление до 80%, а эксплуатационные издержки — до 90%. Но где провинциальным городам взять средства на все эти новшества? По словам главы президента «БЛ ГРУПП» Георгия Бооса, создать инфраструктуру для построения «умных» городов можно только с помощью долгосрочных механизмов государственно-частного партнерства — концессий.
«Умный город» зажигает огни. Посреди этого футуризма нынешний заснеженный город, может быть, еще вспомнится нам, как мамин оренбургский платок: милый и теплый, вот только такие больше не носят.