
Они оккупировали улицы, добиваясь отмены вакцинационных паспортов, мешающих им в работе. Впрочем, как свидетельствует наш корреспондент, акция протеста больше напоминает душевный пикник или праздник непослушания.
Власти Канады долго отказывались от диалога c теми, кого глава правительства Трюдо назвал «маргинальным меньшинством». Хотя в стране официально насчитывается 40 тысяч водителей-дальнобойщиков, а по опросам, участников «Конвоя свободы» поддерживают треть жителей страны. Игнорировать их мнение все сложнее. Масштабные митинги в поддержку дальнобойщиков прошли в Торонто, Ванкувере, Квебек-Сити.
«Насилие не решение проблемы» — впервые эту фразу я услышала еще в 2006-м, когда отводила дочку в детсад. Ее произнес пятилетний мальчик двум повздорившим малышам. Драки не ожидаются и в противостоянии дальнобойщиков с властями. Но с 10 утра до 10 вечера (в точности по закону об общественном порядке) полтысячи съехавшихся в Оттаву траков непрерывно сигналили день за днем. Им вторят и проезжающие мимо машины. Добавьте к этому музыку из усилителей и мороз в минус 16. Стоять на месте у протестантов не получается, народ бродит по улицам с флагами и транспарантами или пританцовывает на парламентском холме. Улыбки, смех, объятия — очень похоже на вечер встреч выпускников. А ведь это незнакомые друг с другом люди, приехавшие из разных уголков Канады...
По улицам возят тележки с канистрами дизельного топлива. При минусовой температуре трак даже на холостом ходу расходует 12 литров в час. На заправках очереди — жители заливают в канистры топливо для дальнобойщиков. Люди, сидящие в кабинах далеко от своих домов, зависят от того, насколько активно им помогают сограждане. И канадцы едут в столицу, чтобы передать из рук в руки наличные. Хотя сами водители больше рады топливу, еде, горячему кофе из термосов. На улицах палатки, где раздают теплые вещи — перчатки, носки, одеяла, термостельки.
В этом шумном бедламе ты вдруг понимаешь, что порой говорить-то и не надо: достаточно улыбнуться, помахать рукой, сложить из пальцев сердечко...
В воскресенье вечером, 13 февраля, мэр Оттавы объявил о введении в городе чрезвычайного положения. Обещано пресекать все попытки передать бастующим топливо, одежду, еду или деньги. В ответ жители за несколько часов раскупили в окрестных магазинах все пластиковые канистры для бензина. Арестовывать каждого встречного с канистрой (а таких сотни!) у полиции нет ни сил, ни желания.
Мэр Оттавы Джим Уотсон встретился с Тамарой Лич, организатором «Конвоя свободы». Договорились вроде бы продолжать пикеты в тишине — в обмен на возможность дозаправлять траки. И снова вмешались люди с улицы: решили гудеть вместо траков, используя охотничьи рожки, трубы болельщиков, клаксоны на батарейках. Правительство блокирует электронные переводы в адрес благотворительных фондов, поддерживающих пикетчиков? Люди снимают наличные и передают их в Оттаву...
Пока рано говорить об исходе противостояния. Но уже ясно, что пронзительные сигналы фур услышаны и приняты к сведению. Эти люди умеют добиваться своего.